Международная научно-практическая конференция «Современная практика признания иностранных документов об образовании»
Итоговый документ:
Итоги мероприятия
Информация о проведении Международной научно-практической конференции «Современная практика признания иностранных документов об образовании» состовшейся 18 – 20 апреля 2013 года на базе ГОУ ВПО «Российский университет дружбы народов».
Организаторами конференции выступали Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки и Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Главэкпертцентр».
В работе конференции принимали участие представители образования, науки, посольств иностранных государств, органов исполнительной власти, неправительственных и международных организаций из 25 субъектов Российской Федерации, а также из Великобритании, Германии, Казахстана, Латвии, Польши, Эстонии и Финляндии. Общее количество участников составило 130 человек.
С приветствиями на открытии конференции выступили представители Минобрнауки, Рособрнадзора, ФГБНУ «Главэкспертцентр», ФГУ «Интеробразование».
В рамках конференции были проведены пленарное и секционные заседания по следующим направлениям:
Секция 1. Академическая мобильность в условиях мировой глобализации. Совершенствование нормативной правовой базы признания документов иностранных документов об уровне образовании и (или) квалификаций в Российской Федерации
Модераторы :
Вершинина Екатерина Владимировна – кандидат технических наук
Дащинская Зоя Павловна –кандидат юридических наук,Заслуженный юрист России
Обсуждаемые вопросы:
- Вступление в силу Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и планируемые изменения в подзаконных актах;
- Функции Рособрнадзора и ФГБНУ «Главэкспертцентр» по признанию иностранных документов об образовании и (или) квалификаций;
- Нормативная правовая база и практика признания документов иностранных государств об образовании и (или) квалификаций в образовательных учреждениях.
1. Нормативные правовые акты по вопросам признания документов иностранных государств об образовании и (или) квалификации
Дащинская Зоя Павловна –кандидат юридических наук,
Заслуженный юрист России
2. Нормативная правовая база признания документов иностранных документов об уровне образования и (или) квалификации в Российской Федерации. Современное состояние и перспективы
Вершинина Екатерина Владимировна –кандидат технических наук
3. Международная общественная поддержка признания учебных курсов и документов об образовании
Добровольский Андрей Вениаминович – генеральный директор Международного координационного совета выпускников учебных заведений ИНКОРВУЗ-XXI, кандидат технических наук
4. К вопросу о глобализации и взаимном признании
Касаткина Наталья Николаевна – заместитель декана по научной работе Факультета филологии и коммуникации Ярославского государственного университета имени П.Г. Демидова, кандидат педагогических наук, доктор философии
Секция 2. Алгоритмы, практика и ответственность признания документов иностранных государств об образовании и (или) квалификации
Модератор :
Зверев Николай Игоревич – директор Центра международного образования, директор Центра экспертизы и признания документов об образовании МГУ имени М.В. Ломоносова, кандидат физико-математических наук
Житникова Марина Николаевна – начальник отдела Центра международного образования МГУ имени М. В. Ломоносова, ведущий эксперт Центра экспертизы и признания ИПИБ МГУ им. М.В. Ломоносова
Обсуждаемые вопросы:
- Алгоритмы процедуры установления признания иностранных документов об образовании
- Практика применения соглашений о взаимном признании
- Практика применения перечня иностранных образовательных организаций
- Сложные случаи и ответственность принятия решений по признанию
1. Анализ проблем признания зарубежных документов об образовании и подготовка к их решению в Национальном исследовательском Томском политехническом университете
Таюрская Марина Сергеевна – заместитель директора Центра международных образовательных программ Национального исследовательского Томского политехнического университета
2. Схемы реализации алгоритмов признания зарубежных документов об образовании в Российской Федерации
Мещеряков Сергей Викторович – начальник Управления международного образования и сотрудничества Ростовского государственного строительного университета, кандидат технических наук
3. Взаимодействие национальных исследовательских университетов с региональными экспертными центрами по признанию
Исаева Лариса Борисовна – заместитель декана факультета международных образовательных программ Казанского национального исследовательского технологического университета, кандидат технических наук
4. Признание периодов обучения. Проблемы. Полномочия. Ответственность.
Ефименко Ирина Георгиевна – руководитель Центра международного образования Московского университета имени С.Ю. Витте
5. Специфика работы с документами об образовании на подготовительном факультете для иностранных граждан
Беляева Татьяна Александровна – руководитель Центра международного образования Научно-исследовательского ядерного университета «Московский инженерно-физический институт»
6. Особенности работы с образовательными документами Республики Индия в медицинском вузе
Филиппова Нина Александровна – заместитель декана иностранных студентов Санкт-Петербургского государственного медицинского университета, кандидат медицинских наук
Секция 3. Признание иностранных документов об образовании (квалификаций) в рамках Европейского пространства высшего образования
Модератор :
Лукичёв Геннадий Алексеевич – директор Национального информационного центра по академическому признанию и мобильности Российского университета дружбы народов, кандидат экономических наук
Обсуждаемые вопросы :
- Руководство для Европейского пространства по признанию – систематизированный опыт признания иностранных квалификаций
- Инструменты осуществления признания иностранных квалификаций: национальные квалификационные структуры, ECTS, Европейское приложение к диплому
- Признание квалификаций в рамках новых инициатив: признание совместных степеней, признание результатов предшествующего обучения
- Признание российских документов об образовании в Европе: опыт ФРГ
- Опыт работы по обеспечению признания российских документов об образовании за рубежом
1. Руководства для европейского пространства по признанию
Лукичёв Геннадий Алексеевич – директор Национального информационного центра по академическому признанию и мобильности Российского университета дружбы народов, кандидат экономических наук
2. Инструменты осуществления признания иностранных квалификаций
Байба Рамине – директор Латвийского Национального информационного центра по признанию (Latvian ENIC/NARIC)
3. Признание квалификаций в рамках новых инициатив: признание совместных степеней и результатов предшествующего обучения
Климентьева Марина – ведущий эксперт Эстонского Национального информационного центра по признанию (Estonian ENIC/NARIC)
4. Особенности признания квалификаций для регулируемых профессий
Юрген Эберхардт – ведущий эксперт Национального информационного центра по признанию (German ENIC/NARIC)
5. Признание зарубежных периодов обучения как фактор успешной реализации совместных образовательных программ
Трубицын Михаил Александрович – начальник Управления по международным связям Белгородского государственного университета, кандидат технических наук
6. Признание иностранных документов об образовании в университете Индиана, США (по результатам стажировки)
Новикова Анна Вячеславовна – ведущий специалист Международного отдела Пермского государственного научно-исследовательского университета
7. Опыт работы по обеспечению признания российских документов об образовании за рубежом
Лукичёв Алексей Михайлович – ведущий эксперт Национального информационного центра по академическому признанию и мобильности Российского университета дружбы народов
Секция 4. Практика институциональной оценки иностранных документов об образовании в условиях изменившейся законодательной базы
Модератор :
Шевченко Евгений Васильевич – директор Учебно-методического центра «Экспертный центр оценки документов об образовании» Санкт-Петербургского государственного политехнического университета, кандидат технических наук
Обсуждаемые вопросы:
Задачи вузов по:
- оценке иностранных документов об образовании образовательными организациями при их приёме,
- содействию прохождения процедуры признания иностранных документов об образовании,
- оценке и принятию иностранных документов об образовании,
- документационному оформлению оценки,
- формированию личных дел иностранных обучающихся.
1. Признания иностранных документов об образовании в вузах Российской Федерации – необходимость систематизации
Вахромеева Екатерина Викторовна – заместитель директора Центра международного образования Владимирского государственного университета имени А.Г. и Н.Г. Столетовых
2. Оперативный анализ документов об образовании соотечественников, поступающих на общих основаниях
Горянская Ольга Валерьевна – заместитель директора Центра международного образования, начальник Сектора экспертизы иностранных документов об образовании Южного федерального университета
3. Условия признания документов трёхлетних бакалавров из немецкоговорящих стран
Дизендорф Яна Витальевна – эксперт-стажёр Учебно-методического центра «Экспертный центр оценки документов об образовании» Санкт-Петербургского государственного политехнического университета
4. Документационное оформление оценки иностранных документов об образовании с использованием институциональной электронной базы данных
Михайлова Марина Владимировна – специалист по оценке иностранных документов об образовании Центра международного образования Новосибирского государственного университета
5. Особенности пересчёта отметок из национальных шкал в российскую
Иопель Елена Александровна – заместитель директора Учебно-методического центра «Экспертный центр оценки документов об образовании» Санкт-Петербургского государственного политехнического университета
6. Подготовка институциональных оценщиков иностранных документов об образовании
Шевченко Евгений Васильевич – директор Учебно-методического центра «Экспертный центр оценки документов об образовании» Санкт-Петербургского государственного политехнического университета, кандидат технических наук
По итогам проведения секционных заседаний были подведены итоги и выработана резолюция участников конференции.
Резолюция
Международной научно-практической конференции
«Современная практика признания иностранных документов об образовании»
Участники Международной научно-практической конференции «Современная практика признания иностранных документов об образовании», которая состоялась 18 – 20 апреля 2013 года в Москве на базе ГОУ ВПО «Российский университет дружбы народов», приняли следующую резолюцию:
1. Во всех странах привлечение иностранных студентов рассматривается как важный ресурс, призванный амортизировать негативные экономические и, отчасти, даже демографические тенденции. Деятельность в области международного образования может стать дополнительным стимулом для развития национальных систем образования. В этой ситуации возрастает роль государственной политики экспорта образовательных услуг.
2. Важным направлением функционирования национальной системы признания иностранного образования и иностранных квалификаций является содействие дальнейшей интеграции российского образования с системами образования мирового образовательного пространство и, в частности, Европейского пространства высшего образования. В этой связи всем структурам национальной системы образования, включая образовательные организации, уполномоченным осуществлять признание иностранного образования и (или) иностранной квалификации, необходимо неукоснительно соблюдать положения международных конвенций, в том числе Конвенции о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе (далее – Конвенция), многосторонних и двусторонних соглашений о взаимном признании иностранных документов об образовании, подписанных Российской Федерацией.
3. Необходимо подчеркнуть, что государства – участники Конвенции, образовательные организации этих стран должны руководствоваться не только положениями самой Конвенции, но и дополняющими ее документами, разработанными Комитетом Конвенции и сетями ENIC-NARIC, поддержанными конференциями министров государств-участников Болонского процесса, отвечающих за высшее образование, и другими европейскими организациями.
4. Участники конференции подтверждают свою приверженность взаимодействию по обмену информацией и документами, необходимыми для осуществления справедливого признания иностранного образования и (или) иностранной квалификации.
5. В развитии международного образования значительную роль играют национальные системы признания иностранного образования и (или) иностранной квалификации, которые, с одной стороны, обеспечивают контроль за уровнем и качеством образования, полученного заявителями в иностранных образовательных организациях, а с другой стороны сохраняют доступность и открытость академического и профессионального рынка для иностранных граждан.
6. Система признания иностранного образования и (или) иностранной квалификации в Российской Федерации нуждается в дальнейшем развитии с целью приведения её к европейским рекомендациям. Главными направлениями развития должны стать: а) обеспечение справедливого признания иностранного образования и (или) иностранной квалификации в условиях меняющихся систем образования стран Европы и других регионов мира (например, появление трёхлетних программ подготовки бакалавров и однолетних программ подготовки магистров), диверсификации форм получения образования (появление неформальных и информальных форм, трансграничного образования); б) сокращение сроков проведения процедур признания; в) расширение возможностей и географии доступа иностранных граждан к национальной системе признания иностранного образования и (или) иностранной квалификации; г) дальнейшее расширение информационного обеспечения признания российского образования и (или) российской квалификации за рубежом, особенно при участии образовательных организаций.
7. Важным этапом реорганизации российской системы признания стало наделение ФГБНУ «Главэкспертцентр» функцией Национального информационного центра по вопросам признания иностранного образования и (или) иностранной квалификации. Необходимо в ближайшее время активизировать процессы:
1 |
подготовки методических рекомендаций по организации работы образовательными организациями высшего образования по признанию образования и (или) квалификации, полученных в иностранном государстве; |
2 |
создания единого описания российской системы образования, в том числе, для использования при составлении Европейского приложения к диплому; |
3 |
создания единой федеральной справочной системы по признанию образования и (или) квалификации, полученных в иностранном государстве; |
4 |
проведения систематических семинаров для специалистов образовательных организаций высшего образования по признанию образования и (или) квалификации, полученных в иностранном государстве; |
5 |
выполнения других мероприятий, возложенных на подобные центры Лиссабонской конвенцией о признании и другими международными документами в соответствии с обязательствами Российской Федерации. |
8. Значительным шагом в этом направлении стала передача образовательным организациям, которые самостоятельно разрабатывают и утверждают образовательные стандарты, части полномочий по признанию иностранного образования и (или) иностранной квалификации, не подпадающих под действие международных договоров о признании или выданы образовательными организациями, не включенными в перечень, утвержденный распоряжением Правительством Российской Федерации. Следует подчеркнуть, что признание иностранного образования и (или) иностранной квалификации этими образовательными организациями осуществляются в установленном ими порядке.
Участники конференции благодарят Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки, Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Главэкпертцентр» и Российский университет дружбы народов за успешную подготовку и проведение конференции и считают необходимым продолжить ежегодное проведение конференции по вопросам признания иностранного образования и (или) иностранной квалификации.