Заявление об академической свободе (Рим, 19.11.2020 г.)

Данный текст, разработанный BFUG в рамках консультаций с рядом экспертов и организаций заинтересованных сторон, представляет собой согласованные подходы к пониманию, академической свободы для ЕПВО и может служить основой для будущей разработки индикаторов.

Академическая свобода является неотъемлемым аспектом качественного обучения, преподавания и научных исследований в высшем образовании, а также демократии. Это необходимое условие для того, чтобы высшие учебные заведения производили и передавали знания в качестве общественного блага в интересах всего общества. Она гарантирует преподавателям, ученым и студентам свободу мысли и поиска в интересах продвижения знаний посредством проведения научных исследований и открытого обмена, а также свободу сообщать результаты исследований в рамках академических институтов и программ и за их пределами.

Академическая свобода является отдельным, фундаментальным демократическим правом, частично основанным на праве на образование, и имеет общие элементы со свободой мысли, мнений и выражения. Академическая свобода должна основываться на строгих научных и профессиональных стандартах, уважении прав других, этическом поведении и осознании воздействия научных исследований на человека и окружающую среду. Это крайне важно для продвижения стандартов академических дисциплин и областей исследований. Таким образом, академическая свобода защищает не только науку и выражение научных идей, но и свободное функционирование академических институтов в демократических обществах. Институциональная автономия является составной частью академической свободы.

Академическая свобода означает свободу академического сообщества - включая профессорско-преподавательский состав и студентов - в отношении исследований, преподавания и обучения и, в более широком смысле, распространения результатов исследований и преподавания как внутри, так и за пределами сектора высшего образования. По сути, эта концепция означает, что научное сообщество может заниматься исследованиями, преподаванием, обучением и коммуникацией в обществе, не опасаясь репрессий.

Академическая свобода также является существенным элементом демократии. Общество не может быть подлинно демократическим без уважения академической свободы и институциональной автономии. В то же время фундаментальные ценности ЕПВО могут быть полностью реализованы только в демократических обществах. Академическая свобода подобна свободе самовыражения, она одновременно опирается на стандарты академических дисциплин и создает условия для того, чтобы подвергать сомнению эти стандарты на основе результатов научных исследований.

Эта концепция, при ее кажущейся простоте, на самом деле очень сложна и тесно связана с другими фундаментальными ценностями, такими как институциональная автономия и  ответственность за высшее образование и перед высшим образованием в обществе. Академическая свобода — это универсальная ценность, коренящаяся в стремлении к знанию и истине. Его основные принципы не могут быть поняты и интерпретированы по-разному в различных национальных контекстах или типах высших учебных заведений. При этом академическая свобода не является абсолютной величиной, и ее осуществление определяется институтами, в которых мы работаем, и обществами, в которых мы живем. Таким образом, диапазон свободы поведения и границы исследований и выражения, которые защищает академическая свобода, часто становятся источником дебатов.

Академическая свобода может быть понята как свобода, включающая в себя свободу учиться, преподавать и проводить исследования, причем каждая из этих свобод подразумевает свободу думать, задавать вопросы и делиться идеями как внутри, так и за пределами сектора высшего образования. Придание смысла и жизни этим свободам в реальности академической среды автоматически влечет за собой ряд проблем. Свобода преподавания может быть конкретно реализована только в сочетании с ответственностью перед государством и обществом и с институциональной автономией. Государство отвечает за предложение гражданам актуальных программ высшего образования, в то время как автономные высшие учебные заведения берут на себя огромную ответственность за исследования, лежащие в основе программ, и за то, как они преподаются. Преподаватели также несут большую ответственность за разработку образовательных программ и материалов и за разработку используемых методов обучения.

Управление высшим образованием также влияет на свободу обучаться, преподавать и проводить исследования, и оно должно быть организовано с учетом требований академической свободы. В Европе сосуществуют различные модели управления, в которых преподаватели и студенты по-разному представлены в руководящих и директивных органах. Участие в руководящих органах может способствовать выполнению миссий учебного заведения по обучению и проведению исследований и может отражать цель более широкого взаимодействия с обществом. Независимо от конкретной модели, преподаватели и студенты должны принимать осознанное участие в процессах принятия решений и иметь право выражать свое мнение о политике и приоритетах своего учебного заведения, не опасаясь репрессий.

Ценности взаимосвязаны, и свобода преподавать также ставит вопрос о том, кого учить, и, таким образом, она тесно связана со свободой учиться. В свою очередь, эти ценности связаны со справедливым доступом, при этом целый ряд вопросов, касающихся критериев и условий доступа к высшему образованию, необходимо решать посредством диалога с обществом и административных процедур.

Точно так же, необходимо задавать вопросы о том, кто занимается преподаванием и исследованиями, а также о том, какой процесс принятия решений используется для набора и удержания академического персонала. Важно обеспечить академическому персоналу такие условия труда, которые бы давали ему возможность реализовывать право на академическую свободу. Профессорско-преподавательский состав никогда не должен подвергаться угрозам, увольнениям или иным санкциям из-за содержания своих исследований, преподавания или заявленных профессиональных взглядов.

Свобода научных исследований включает в себя право, в соответствии с профессиональными стандартами соответствующей дисциплины, определять: что подлежит (или не подлежит)  исследованию; как это должно быть исследовано; кто должен исследовать, с кем и с какой целью должно проводиться исследование; методы, с помощью которых и по каким каналам должны распространяться результаты исследования.

Эти вопросы нельзя решать в вакууме. Определение программ или дисциплин для научных исследований в конкретном высшем учебном заведении - это сложный стратегический вопрос, в решении которого должны участвовать государство и сами университеты. Исследования требуют финансирования – которое может поступать как из государственных, так и из частных источников, что во многих случаях также требует тщательного учета этических факторов.

 

Хотя академическая свобода является неотъемлемой характеристикой качественного высшего образования, она не появляется автоматически. Скорее, необходимо выстраивать, регулярно оценивать, защищать и поощрять взаимодействие различных элементов и условий, обеспечивающих реализацию академической свободы.

Дата: 01.01.2001

Тип: Болонский процесс

Тематика: болонский процесс

Полномочный орган: нет