Признание образования и индустриальная революция 4.0
Директор ФГБУ "Главэкспертцентр" (Национальный информационный центр) Скоробогатова Вера приняла участие в 24 ежегодном Совместном совещании представителей Национальных информационных центров по академическому признанию – участников Сетей ЕНИК и НАРИК, в Копенгагене.
В работе совещания приняли участие представители Национальных информационных центров по признанию образования/квалификаций, представители Европейской Комиссии, Совета Европы, ЮНЕСКО, Европейского Союза студентов, Сети участников Гронингенской декларации. Всего – 137 участников из 54 стран.
Центральные темами ежегодной встречи стали:
1. Перспективы развития общества и образования в наступающую эпоху Четвертой индустриальной революции.
Докладчики подчеркнули, что в эпоху Четвертой технологической революции системы образования претерпят глубокие трансформации в силу широкого распространения различных типов дистанционного образования. Будет сделан переход к индивидуализированному формированию в различной (свободной) последовательности образовательных курсов и модулей, предоставляемых национальными и иностранными образовательными организациями, а также к построению учебных траекторий и даже образовательных программ самими учащимися. Этот процесс будет сопровождаться резким ростом количества свидетельств (квалификаций) о получении образования по самым различным курсам и модулям, выдаваемых различными образовательными организациями, их цифровизацией. Уполномоченным органам по признанию образования/квалификации рекомендовано осуществлять подготовительную работу для осуществления признания таких свидетельств уже в ближайшем будущем.
2.Решение проблем признания образования/квалификаций беженцев и лиц к ним приравненных
В связи с возросшим потоком беженцев эта тема особенно актуальна. Глава Департамента образования Совета Европы Сьюр Берган (Sjur Bergan) особенно подчеркнул необходимость решения на национальном уровне обеспечения оценки квалификации беженцев и приравненных к ним лиц при неполном пакете документов или предоставлении вспомогательных документов.
3. Разработка и признание Глобальной конвенции о признании квалификаций высшего образования
Было сделано сообщение представителя ЮНЕСКО Лилины Симонеску (Liliana Simonescu) о ходе осуществления проекта Глобальной конвенции ЮНЕСКО, в котором отмечена высокая степень готовности текста конвенции, разработанного Международным подготовительным комитетом, о полученных результатах опроса стран - потенциальных членов конвенции и о получении от них 39 комментариев к тексту конвенции.
Также состоялось обсуждение других актуальных тем развития сотрудничества в рамках Сетей ЕНИК и НАРИК:
- Продвижение процесса признания образования/квалификаций с помощью электронных ресурсов и инструментов;
- Развитие лучших практик в условиях меняющихся ландшафтов национальных систем образования;
- Подготовки к оценке квалификаций, полученных через «новые формы обучения»: дистанционное образование, MOOCs, SPOCs и другие провайдеры;
- Уточнение концепции «существенное различие квалификаций» в целях совершенствования признания;
- Вопросы взаимного признания образования/квалификаций между Европейским Союзом и США.
Основным результатом ежегодной встречи явилось дальнейшее развитие сотрудничества и укрепление взаимного доверия между национальными информационными центрами по признанию в соответствии с мандатом Сетей ЕНИК и НАРИК и обсуждение наиболее актуальных проблем признания квалификаций.