Марокко

Tags: Марокко

1. Информация о стране:

Официальное название – Королевство Марокко;

Государство в Северо-Западной Африке. Столица – Рабат;

Конституционная монархия;

Официальные языки – арабский, тамазигхтский.

 

2. Условия легализации документов об образовании\квалификации в РФ.

Документы об образовании, выданные образовательными организациями Королевства Марокко признаются действительными на территории Российской Федерации при наличии консульской легализации или Апостиль.

 

3. Система управления образованием:

С 2011 года в Марокко в сфере образования действуют два министерства – Министерство образования и Министерство высшего образования, подготовки кадров и научных исследований. Часть профессиональных образовательных программ находится под контролем профильных министерств. Компетенция по организации и регулирования начального и основного общего образования возложена на региональные органы управления образованием (academies).

В 2000 году произошла реформа высшего образования, связанная с переходом на Болонскую систему бакалавр-магистр-доктор (применительно с Марокко – Licence-Master-Doctorat или система LMD). В Марокко были объединены уровни начального и основного общего образования в единое 9-летнее базовое образование. Базовое обучение (enseignement fondamental) является обязательным для школьников в возрасте 6-14 лет. Обучение по программам общего образования ведется на арабском языке. Французский язык является обязательной дисциплиной для школьников старше восьми лет.

Преподавание в высшей школе осуществляется на французском языке. Исключение составляют программы высшего образования по гуманитарным и социальным направлениям, обучение по которым ведется на арабском языке.

Вопрос контроля качества обучения находится в ведении Министерства высшего образования, подготовки кадров и научных исследований. Государственная комиссия по аккредитации и аттестации (Commission Nationale d’Accreditationet d’Evaluation) готовит рекомендации Министру по вопросам создания и открытия третичных образовательных программ или осуществления научной деятельности. Вопросы оценки качества начального и среднего образования находятся в ведении региональных органов управления образованием.

 

4. Система образования:

Начальное и среднее общее образование

Действующее в настоящее время 9-летнее образование для школьников в возрасте от 6 до 14 лет является обязательным и представляет собой базовое образование, которое объединяет начальное и основное общее образование.

После окончания базового образования учащиеся могут продолжить образование по программе среднего общего образования, продолжительность которой составляет 3 года. Реформа 2000 года изменила процедуру проведения итогового экзамена, проводимого после окончания программы среднего общего образования. В настоящее время выпускной экзамен включает региональные экзамены, проводимые региональными органами управления образованием и национальные письменные экзамены. Итоговая оценка рассчитывается как кумулятивная оценка по трем составляющим, а именно: 25% итоговой оценки составляет средняя успеваемость за последний год ( в некоторых случаях – 2 года), 25% итоговой оценки составляет оценка, полученная учащимся в ходе сдачи региональных экзаменов и 50% итоговой оценки приходится на оценки, полученные выпускником по итогам национального письменного экзамена. Региональные экзамены проходят в конце второго года обучения, национальный экзамен – в конце третьего года обучения.

Начиная с 2003 года учащиеся, успешно сдавшие выпускные экзамены, получают государственный диплом бакалавра (Attestationdu Baccalaureat). До 2003 года выпускники программ среднего общего образования получали государственные дипломы бакалавров о среднем общем образовании (Baccalaureat de l'Enseignement Secondaire). Программы среднего общего образования реализуются по трем направлениям: - филологическое направление (the Attestationdu Baccalauréat или Baccalaureat Lettres); - естественнонаучное направление (the Attestationdu Baccalauréat или Baccalaureat Sciences); техническое направление (the Baccalaureat Technique или Attestation du Baccalauréat с профессиональной компонентой). Последний рассматривается как документ об окончании программы среднего общего образования с некоторой профессиональной составляющей и дает право поступления на программы высшего образования.

 

Среднее профессиональное образование

Программы профессионального образования реализуются на различных уровнях. Программы высшего уровня профессионального образования реализуются в прикладных технологических институтах (Institutsde Technologie Appliquée), по окончании которого выпускники получают диплом техника (Diplômede Technicien). Данный диплом при условии успешной сдачи вступительных испытаний дает доступ на некоторые «короткие» программы высшего образования.

 

Высшее образование

Наличие Attestationdu Baccalauréat является обязательным условием для поступления на программы высшего образования.

В Марокко система высшего образования включает университетский и неуниверситетские секторы. В стране функционируют 14 государственных и негосударственных университетов и около 200 институтов высшего образования неуниверситетского типа.

Можно выделить два вида высшего образования университетского типа в Марокко:

- академическое образование, предлагаемое университетами;

- прикладное (техническое) высшее образование, предлагаемое высшими школами (Ecoles).

После вступления в силу в 2003 году закона о высшем образовании (Higher Education Act) высшее образование Марокко было трансформировано в трехуровневую систему 3+2+3, при которой успешное окончание первого уровня ведет к получению диплома Licence, второго – диплома Master. После окончания третьего уровня и успешной защиты диссертации студенту присваивается степень Doctorat.

После двух лет обучения по программе Licence обучающийся может получить промежуточные дипломы - Диплом об основном университетском образовании (Diplôme d’Etudes Universitaire Générales (DEUG)) или Диплом о профессиональном университетском образовании (Diplôme d’Etudes Universitaire Professionelles (DEUP)).

После окончания первого года по программе второго уровня студентам могут выдать диплом Maîtrise.

Академический год в системе высшего образования делится на семестры, учебная программа представляет собой совокупность учебных модулей. Продолжительность семестра – 16 недель. По окончании студенты сдают семестровые экзамены. В системе высшего образования Марокко используется система зачетных единиц – ECTS. Таким образом, трудоемкость программы, ведущей к получению диплома DEUG|DEUP составляет 120 кредитов; Licence – 180 кредитов; Master – 120 кредитов (на базе Licence).

 

Высшее профессиональное образование

Существует несколько типов образовательных программ в данном образовательном секторе:

1. Двухлетние программы по определенным направлениям с правом доступа на эти программы для обладателей как минимум Diplômede Technicien. По окончании учащимся выдается Diplôme de Technicien Spécialisé. Данные программы являются законченными и не дают право на поступление в университетский сектор. В дополнение имеются, в основном, двухлетние программы, ведущие к получению диплома BrevetdeTechnicienSupérieur или диплома Adjoint Technique (Specialisé).

2. Условием поступления на двухлетние программы, ведущие к получению дипломов Diplôme Universitaire de Technologie (DUT) / Diplôme de Technicien Supérieur (DTS) является наличие диплома Baccalauréa и сдача вступительных испытаний. Данные программы предлагаются институтами, являющимися структурными подразделениями университетов и также являются законченными. Право поступления в университетский сектор является исключением.

3. Четырехлетние программы высшего профессионального образования, ведущие к получению Diplôme d’Ingénieur d’Application. Условием поступления на образовательные программы данного типа является наличие диплома Baccalauré и сдача в отдельных случаях вступительных испытаний. Данные образовательные программы предлагаются государственными и негосударственными институтами.

 

 

Система оценки знаний учащихся

В Марокко для оценки знания учащихся используется 20-бальная шкала:

16-20 – очень хорошо

14-15 – хорошо

12-13 – достаточно удовлетворительно

10-11 – удовлетворительно

0-9 – неудовлетворительно

Задача создания национальной квалификационной рамки была сформулирована марокканскими властями в 2007 году. В настоящее время квалификационная рамка в Марокко отсутствует. Процесс находится в стадии согласования с заинтересованными ведомствами.

 

Схема системы образования страны


Образцы документов по уровням образования


СО



СПО - программа подготовки квалифицированных рабочих (служащих)



ВО - Бакалавр



ВО - Магистр