Рекомендации по использованию квалификационных рамок в признании иностранных квалификаций (Стамбул/Париж/Сплит, 19 июня 2013 года)

КОМИТЕТ КОНВЕНЦИИ О ПРИЗНАНИИ КВАЛИФИКАЦИЙ, ОТНОСЯЩИХСЯ К ВЫСШЕМУ ОБРАЗОВАНИЮ, В ЕВРОПЕЙСКОМ РЕГИОНЕ

 

ДОПОЛНЕНИЕ К КОНВЕНЦИИ:
«РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАМОК В ПРИЗНАНИИ ИНОСТРАННЫХ КВАЛИФИКАЦИЙ»

Генеральный директорат II (Директорат по демократическим правам и гражданскому участию – Отдел образовательной политики и права) Совета Европы и Отдел педагогического развития и высшего образования ЮНЕСКО

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАМОК В ПРИЗНАНИИ ИНОСТРАННЫХ КВАЛИФИКАЦИЙ

 

Введение

Комитет Совета Европы/Конвенция ЮНЕСКО о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе[1],

Учитывая, что целью Совета Европы и ЮНЕСКО является достижение большего единства между их членами, и что эта цель может быть успешно реализована путем совместных действий в области культуры и поддержки высшего образования;

Принимая во внимания Конвенцию Совета Европы/ЮНЕСКО о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе;

Принимая во внимание Европейскую культурную конвенцию;

Принимая во внимание Декларацию министров образования стран Европы (Болонья, 19 июня 1999 г.), и последующие официальные коммюнике совещаний министров в рамках Болонского процесса, в особенности рекомендации, касающиеся квалификационных рамок и роль, которую они могли бы сыграть (на местном, национальном и международном уровнях) в реформах высшего образования в Европе и европейских странах, состоящих в ЮНЕСКО, которые, хотя и не участвуют в Болонском процессе, но разработали или намерены разработать национальные квалификационные рамки (НКР);

Принимая во внимание дополнения, принятые в рамках Конвенции Совета Европы/ЮНЕСКО о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе: Кодекс профессиональной практики в предоставлении транснационального образования ЮНЕСКО/Совета Европы, пересмотренные Рекомендации по критериям оценки иностранных квалификаций и Рекомендации по признанию степеней;

Принимая во внимание приложение к диплому, которое облегчает проведение процедуры признания квалификаций с указанием уровней национальных квалификационных рамок (NQF), европейских квалификационных рамок (EQF) и квалификационных рамок Европейского пространства высшего образования (QF-EHEA), разработанных совместно с Европейской комиссией, Советом Европы и ЮНЕСКО;

Принимая во внимание «Europass»[2] Европейского союза, а также разработки с использованием систем кредитов, в частности Европейской системы перевода и накопления кредитов (ECTS);

Принимая во внимание другие аналогичные инструменты прозрачности, существующие в странах – участницах Конвенции;

Принимая во внимание работу по улучшению процедуры признания квалификаций высшего образования, проделанную Советом Европы/ЮНЕСКО, Европейской сетью национальных информационных центров (ENIC[3]) по академическому признанию и мобильности и национальными информационными центрами;

Учитывая, что Совет Европы и ЮНЕСКО всегда поддерживали академическую мобильность, как средство культурного и языкового взаимодействия, без каких-либо форм расовой, религиозной, политической и половой дискриминации;

Учитывая, что обучение или работа в зарубежной стране, вероятно, внесет свой вклад в культурное развитие и образование индивида, улучшит перспективы его карьерного роста;

Учитывая разработки в области квалификационных рамок на местном, национальном и международном уровнях (в том числе квалификации Европейского пространства высшего образования (QF-EHEA) и европейские квалификационные рамки для непрерывного образования (EQF-LLL));

Учитывая, что национальные квалификационные рамки в Европейском пространстве высшего образования самостоятельно утверждены и не совпадают  с квалификационными рамками Европейского пространства высшего образования (QF-EHEA) и квалификационными рамками для непрерывного образования (EQF-LLL);

Учитывая, что некоторые страны - участники Лиссабонской конвенции не используют квалификационные рамки Европейского пространства высшего образования (QF-EHEA) и квалификационные рамки для непрерывного образования (EQF-LLL), но них существуют или разрабатываются свои квалификационные рамки;

Учитывая, что в результате изучения формируется основа, на которой базируются квалификационные рамки и практика признания документов об образовании;

Учитывая, что квалификационные рамки влияют на обеспечение качества образовательных программ и уровень образовательных учреждений, присваивающих квалификации, установленные рамками;

Учитывая, что признание квалификаций является существенной предпосылкой как для академической и профессиональной мобильности, так и для построения системы знаний об обществе;

Рекомендует правительствам стран – участников Конвенции о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе:

      i.          учитывать принципы, изложенные в Приложении к настоящим Рекомендациям в проводимой политике в области признания документов об образовании;

    ii.          довести принципы до сведения компетентных органов;

  iii.          обеспечить реализацию этих принципов государственными органами, местными и региональными властями в пределах своей страны, а также в высших учебных заведениях;

  iv.          убедиться, что эти рекомендации наиболее широко распространены среди всех организаций, чья деятельность связана с признанием квалификаций, относящихся к высшему образованию;

Просит генерального секретаря Совета Европы и генерального директора ЮНЕСКО в установленном порядке передать эти рекомендации правительствам государств, приглашенным на Дипломатическую конференцию с принятием Лиссабонской конвенции по признанию, но не ставшим участниками этой конвенции.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

     I.          Определения

  1. Общие термины
    1. Общие термины, используемые в настоящих рекомендациях, аналогичны терминам, используемым в Лиссабонской конвенции по признанию, и соответствуют определениям, данным в Разделе I Конвенции.
    2. Терминология, используемая в данных Рекомендациях:
      1. «Национальные квалификационные рамки» соответствуют структуре квалификационных рамок, разработанной на национальном или местном уровнях, учитывающей специфику структуры образования и профессиональной подготовки;
      2. «Всеобщие рамки» относятся к региональным рамкам, которым соответствуют Национальные квалификационные рамки (например квалификационные рамки Европейского пространства высшего образования (QF-EHEA) и квалификационные рамки для непрерывного образования (EQF-LLL));
      3. «Квалификационные рамки» соответствуют в общей терминологии и национальным квалификационным рамкам и общим рамкам.

 

  II.          Предмет и общие положения

  1. Рекомендации ориентированы на использование квалификационных рамок, как прозрачного инструмента в вопросах признания квалификаций высшего образования и квалификаций, дающих доступ к высшему образованию;
  2. Рекомендации учитывают тот факт, что на уровне повышения квалификации квалификационные рамки могут также способствовать признанию предшествующего периода обучения, поскольку они характеризуют квалификацию с учетом результатов обучения, независимо от образовательной программы. Следует также учесть тот факт, что квалификационные рамки могут использоваться для более легкого доступа к рынку труда.
  3. Рекомендации освещают области, в которых квалификационные рамки могут применяться для установления эквивалентности иностранной квалификации и соответствующей квалификации в системе образования той страны, где проводится процедура признания.
  4. Наличие или отсутствие квалификационных рамок в странах, подписавших Лиссабонскую конвенцию по признанию, не должно быть препятствием для признания квалификаций, полученных в этих странах. Тот же принцип относится и к ранее присвоенным  квалификациям, не соответствующим нынешним квалификационным рамкам.
  5. Национальные квалификационные рамки облегчают признание документов об образовании, когда они прозрачны и соответствуют всеобщим рамкам, таким как квалификационные рамки Европейского пространства высшего образования (QF-EHEA) и квалификационные рамки для непрерывного образования (EQF-LLL), путем их установления или привязки к ним.
  6. В то же время существование одних только национальных квалификационных рамок не ведет к «автоматическому признанию». Определение уровня квалификации в рамках проведения процедуры признания документа существенно упрощается, если национальные квалификационные рамки страны, где проводится признание, соответствуют всеобщим рамкам, таким как квалификационные рамки Европейского пространства высшего образования (QF-EHEA) и квалификационные рамки для непрерывного образования (EQF-LLL).

 

  1. III.          Рекомендации
    1. Компетентные органы, осуществляющие процедуру признания и сеть Европейских национальных информационных центров (ENIC) должны прийти к общему пониманию того, как можно применять национальные, европейские и общие квалификационные рамки с целью содействия корректному признанию квалификаций, а также определить перспективы и трудности в их применении.
    2. Компетентные органы должны использовать квалификационные рамки для облегчения оценки иностранных квалификаций.
    3. Квалификационные рамки должны использоваться для определения пяти ключевых элементов в признании документов: уровня, результатов и качества обучения, учебной нагрузки, профиля программы. Тем не менее, квалификационные рамки обеспечивают недостаточную информацию, когда идет речь о профиле программы.
    4. Для обеспечения эффективного использования квалификационных рамок в практике признания документов об образовании необходимо применять следующие принципы:
      1. a.     Уровень

                                                                  i.          Если национальные квалификационные рамки утверждены или рекомендованы, то нет необходимости далее оценивать уровень квалификации.

                                                                ii.          В случае если уровень утвержденной квалификации главным образом соответствует уровню всеобщих квалификационных рамок, то они должны рассматриваться как сопоставимые.

                                                              iii.          При возникновении существенных расхождений в уровнях квалификаций необходимо привлечь дополнительные источники информации, такие как приложение к диплому и другие документы. В этом случае должны приниматься во внимание права обладателя документы в стране выдачи.

  1. b.     Результаты обучения

                                                                  i.          В системе национальных и всеобщих квалификационных рамок результаты обучения играют большую роль и являются точкой отсчета в признании документов об образовании.

                                                                ii.          В случае если информации о результатах обучения в системе квалификационных рамок недостаточно для признания документа, необходимо использовать более детальное описание результатов обучения, предоставленное образовательной организацией. Описание результатов в приложении к диплому, также может быть использовано в признании документа.

  1. c.      Качество

                                                                  i.          Должна быть обеспечена прозрачная связь между признанием, квалификационными рамками и качеством образования.

                                                                ii.          Если национальные квалификационные рамки были утверждены или рекомендованы, то качество образования при присвоении соответствующего уровня квалификации гарантировано. Следовательно, главным образом, для уполномоченных организаций нет надобности в исследовании качества образования.

  1. d.    Учебная нагрузка

Учитывая, что определение уровня квалификации основано на результатах обучения, компетентные органы, осуществляющие процедуру признания, могут руководствоваться в своем исследовании сведениями об учебной нагрузке. Эти сведения обычно включают информацию о системе кредитов, показывающих уровень учебной нагрузки, и позволяют оценить результаты обучения и уровень квалификации.

 

 



[1] В данных Рекомендациях конвенция будет называться «Лиссабонской конвенцией по признанию».

[2] Решение 2241/2004/ЕС (15 декабря 2004 г.), принятое Европейским парламентом и Советом Европы об унифицированной совместной рамочной программе прозрачности квалификаций и компетенций.

[3] Некоторые Европейские национальные информационные центры, а также Национальные информационные центры официального признания свидетельств об образовании сотрудничают друг с другом через сеть ENIC/NARIC.

 

Дата:

Тип: Лиссабонская конвенция

Тематика: государственная политика

Полномочный орган: нет