ПАРИЖСКОЕ КОММЮНИКЕ, 25 мая 2018 года, Париж

Спустя двадцать лет после подписания Сорбонской декларации мы, министры, отвечающие за высшее образование, провели в Париже встречу 24-25 мая 2018 года для того, чтобы отметить прогресс, достигнутый за последние два десятилетия, а также решительную приверженность реализации далеко идущих задач по дальнейшему формированию Европейского пространства высшего образования.

Мы гордимся достижениями Болонского процесса. Мы создали нечто уникальное -
Европейское пространство высшего образования (ЕПВО), в котором стратегические цели и политические принципы принимаются на общеевропейском уровне, а затем претворяются в жизнь в национальных системах образования и высших учебных заведениях. В рамках ЕВПО правительства, высшие учебные заведения и заинтересованные стороны совместно определяют основные направления для развития высшего образования. И это подтверждает эффективность сотрудничества на основе постоянного диалога между правительствами и образовательными организациями. Благодаря ЕПВО мы смогли значительно расширить мобильность студентов и повысить не только совместимость и прозрачность программ высшего образования, но и качество и привлекательность рынка образовательных услуг. EПВО способствует обеспечению взаимопонимания и взаимного доверия, а также расширению сотрудничества между нашими системами высшего образования.

Академическая свобода, институциональная автономия, приверженность целостности, участие студентов и преподавателей в управлении образовательными организациями, общественная ответственность за высшее образование образуют основу EПВО. На фоне наметившихся в последние годы в ряде стран тенденций к отступлению от этих основополагающих ценностей мы твердо намерены их продвигать и отстаивать во всех странах ЕПВО при помощи более активного политического диалога и сотрудничества.

Системы и учреждения высшего образования ЕПВО подверглись существенным преобразованиям с момента принятия Сорбонской декларации и Болонской декларации. Сегодня Европа сталкивается с серьезными социальными проблемами, такими как безработица, социальное неравенство, вопросы миграции, растущая политическая поляризация, радикализация, насильственный экстремизм, в преодолении которых высшее образование может и должно играть решающую роль. Оно также призвано внести основной вклад в формирование фактического материала для общественных обсуждений и принятия решений. Обеспечивая возможности для постоянного личностного роста студентов и других учащихся, высшее образование открывает им реальные перспективы трудоустройства и способствует становлению активной гражданской позиции в условиях демократического общества.

Соответственно, мы обязуемся вырабатывать политические меры, направленные на поощрение и поддержку высших учебных заведений в выполнении своей социальной функции и содействии построению сплоченного, инклюзивного общества путем повышения межкультурного взаимопонимания, гражданского участия, этического уровня и обеспечения равного доступа к высшему образованию.

Прогресс в реализации согласованных реформ

В Докладе 2018 г. о ходе Болонского процесса говорится о достигнутом прогрессе, но при этом отмечается неравномерность реализации реформ, как в структурного, так и странового характера.

Обеспечение качества – это ключ к повышению взаимного доверия, мобильности и справедливому признанию квалификаций и периодов обучения в странах ЕПВО.
В связи с этим мы признаем успехи во внедрении «Стандартов и рекомендаций по обеспечению качества в Европейском пространстве высшего образования» в национальную институциональную практику большинства стран и подтверждаем готовность устранить остающиеся препятствия на пути их имплементации в национальные законодательные и нормативно-правовые акты. В целях дальнейшей разработки совместных программ и дипломов (степеней) мы будем содействовать более широкому применению Европейского подхода к обеспечению качества совместных программ в наших системах высшего образования. Мы приветствуем и поддерживаем создание Базы данных по результатам внешней оценки качества обучения.

В целях обеспечения академического признания и широкой мобильности среди стран ЕПВО мы будем стремиться к тому, того гарантировать автоматическое признание квалификаций, полученных в других странах ЕПВО, на том же уровне, что и полученных в своей стране, что позволит продолжить обучение и начать трудовую жизнь. Соответственно, мы подтверждаем взятое на себя обязательство по полному переходу на Европейскую систему перевода и накопления зачетных единиц в соответствии с рекомендациями Руководства пользователей 2015 года.

Мы будем внедрять Лиссабонскую конвенцию Совета Европы/ЮНЕСКО о признании квалификаций высшего образования и соответствующие Рекомендации, в частности в отношении признания квалификаций беженцев, ищущих убежища лиц и перемещенных лиц. Мы также призываем к принятию прозрачных процедур для признания квалификации и предшествующего обучения, которые совместимы с электронно-цифровой формой.

Мы одобряем предложенный вариант Приложения к диплому и берем на себя обязательство обеспечить его принятие в едином виде в рамках Лиссабонской конвенции и программы Europass. В целях расширения мобильности студентов и выпускников мы приветствуем и поддерживаем инициативу по оцифровке Приложения к диплому и обязуемся помогать высшим учебным заведениям обмениваться данными по студентам в защищенном, машинночитаемом, совместимом формате, в соответствии с требованиями защиты персональных данных. В этом отношении заслуживает интереса пилотный проект ЕС «Европейская студенческая карта», сфера реализации которого может быть расширена в целях содействия свободному перемещению студентов в пределах ЕПВО.

Во многих наших системах квалификация короткого цикла по основе зачетных единиц играет все более заметную роль в подготовке студентов к трудовой жизни и дальнейшему обучению, а также в укреплении социального единства путем облегчения доступа к высшему образованию для многих, кто иначе не смог бы его получить. Таким образом, мы включаем квалификацию короткого цикла как отдельный уровень общей Рамки квалификаций для Европейского пространства высшего образования. Вопрос о возможности и способе интеграции квалификации короткого цикла в национальные рамки квалификаций высшего образования самостоятельно решается каждой страной.


Раскрытие полного потенциала ЕПВО: продвижение реформ

Мы признаем, что для проведения реформ в рамках Болонского процесса требуется полная ответственность за все согласованные нами цели и обязательства наряду с их успешной реализацией во всех странах ЕПВО. Выполнение наших обязательств зависит от сплоченности усилий национальных директивных органов, органов государственной власти, вузов, сотрудников, студентов, других заинтересованных сторон, а также координации мероприятий на уровне ЕПВО.

Для полного раскрытия потенциала ЕПВО и выполнения основных задач Болонского процесса мы принимаем структурированный подход партнерской поддержки, построенный на принципах солидарности, сотрудничества и взаимного обучения. В 2018-2020 гг. тематические экспертные группы сосредоточатся на трех основных обязательствах, имеющих решающее значение для повышения качества и укрепления сотрудничества среди стран-участниц ЕПВО:

-создание трехуровневой системы совместимой с общей Рамкой квалификаций для Европейского пространства высшего образования, а также дипломами первого и второго цикла по зачетным единицам;
-проверка на предмет соответствия Лиссабонской конвенции о признании квалификаций;
-обеспечения качества согласно Стандартам и рекомендациям по обеспечению качества в Европейском пространстве высшего образования.

Мы возлагаем на Болонскую группу задачу реализации, координации и контроля принятого подхода партнерской поддержки при содействии Координационной группы, которая будет анализировать первый раунд экспертной поддержки, вносить в Болонскую группу предложения о дальнейших направлениях деятельности и представит свой доклад по результатам работы во время следующей встречи министров ЕПВО в 2020 году.
Рекомендуем использовать программу Erasmus+ для расширения сотрудничества, причем не только в вопросах мобильности, но и для успешного выполнения основных обязательств.

Белоруссия присоединилась к ЕПВО в 2015 году по согласованной дорожной карте. Мы отмечаем начало первых реформ и наличие существенных трудностей. Мы приветствуем готовность страны работать в сотрудничестве с партнерами в ходе реализации предложенной стратегии на 2018-2020 годы.


Инновации в преподавании и обучении

Повышение качества и актуальности обучения и преподавания являлось основной миссией Болонского процесса и главной задачей структурных реформ на протяжении последних 20-ти лет. Образование в течение всей жизни приобретает все большее значение для общества, экономики и благосостояния граждан наших стран. Настало время для того, чтобы сотрудничество в вопросах инновационных методов обучения и преподавания стало еще одной отличительной чертой ЕПВО. В связи с этим мы обязуемся разрабатывать новые методы инклюзивного обучения для постоянного усовершенствования преподавания и обучения в странах ЕПВО. И сможем преуспеть в этом деле, только опираясь на тесное взаимодействие с Европейским сообществом высшего образования, при общем уважении к академической свободе и институциональной автономии.

Успех Европейского форума обучения и преподавания, который в прошлом году был впервые проведен Ассоциацией европейских вузов, свидетельствует о важности и потенциальных преимуществах сотрудничества в обучении и преподавании для высших учебных заведений, сотрудников и студентов. Наряду с национальными мероприятиями мы будем разрабатывать совместные общеевропейские инициативы, направленные на то, чтобы поддерживать и стимулировать развитие широкого спектра инновационных методов обучения и преподавания с учетом лучших практик стран-участниц и других стран мира.

Внимание будет сосредоточено на проработке и закреплении ориентированной на студента учебной среды и системы открытого образования в условиях обучения в течение всей жизни. Учебные программы с разнообразными методиками и гибкими условиями способствуют социальной мобильности и постоянному профессиональному росту, открывая возможности для доступа и завершения высшего образования на любом этапе жизни.

Мы будем поддерживать высшие учебные заведения в разработке и совершенствовании стратегий обучения и преподавания. Мы также поощряем проведение междисциплинарных программ и сочетание теоретического обучения с практическим. Для формирования критического, творческого мышления, позволяющего находить принципиально новые решения в трудных ситуациях, студентам надо заниматься исследовательской и инновационной деятельностью на всех этапах высшего образования. В этом отношении мы обязуемся обеспечить наилучшее соотношение между образованием, исследованиями и инновациями.

Цифровые технологии влияют на все сферы жизни общества, и мы признаем, что они способны изменить подходы вузов и особенности обучения людей на разных этапах жизни. Мы призываем наши высшие учебные заведения подготовить студентов и поддержать преподавателей в развитии творчества в условиях электронной среды. Мы будем адаптировать наши образовательные системы для более полного использования электронного и смешанного обучения гарантированного качества в целях обеспечения разнообразия и гибкости видов непрерывного обучения, развития информационных навыков и компетенций, улучшения обработки данных, педагогических исследований и прогнозов, а также устранения нормативных барьеров в создании открытых систем электронного образования. Мы призываем Болонскую группу включить вопрос распространения цифровых технологий в повестку следующего рабочего периода.

Построение академической карьеры должно быть основано на достижениях в исследованиях и качестве в преподавании, поскольку качественное преподавание – это залог качественного образования, в том числе в интересах общества.

Мы будем поощрять и поддерживать институциональные, национальные, общеевропейские инициативы в области подготовки и постоянного повышения квалификации профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений и изучения путей надлежащего признания высокого качества и педагогических инноваций в профессиональной карьере.

Перспектива на период после 2020 года: далеко идущие планы ЕПВО

EПВО доказало, что является уникальным, эффективным партнерством в сфере высшего образования в Европе. Для дальнейшего развития ЕПВО мы будем активно продолжать междисциплинарное и международное сотрудничество вместе с разработкой инклюзивных технологий и инноваций в преподавании и обучении. Мы просим Болонскую группу заранее подготовить соответствующие предложения для нашей встречи в 2020 году, чтобы обеспечить полноценный вклад высшего образования в решении стоящих перед нашими обществами задач.

Мы будем развивать и расширять всестороннее сотрудничество между нашими странами в сфере высшего образования, научных исследований и инноваций с целью повышения мобильности студентов, сотрудников и научных работников, а также продвижения совместных учебных программ. Особого внимания заслуживает новая инициатива ЕС «Европейские университеты», которую мы будем рекомендовать всем нашим вузам для интеграции и адаптации к новым условиям. Мы просим Болонскую группу к 2020 году наладить взаимодействие с Комитетом по европейскому научно-исследовательскому пространству и инновациям в целях сближения EПВО и Европейского научно-исследовательского пространства.

Мы обязуемся повышать роль высшего образования в обеспечении устойчивого будущего нашей планеты и наших обществ, а также в поиске путей, которые позволят нам, министрам ЕПВО, внести свой вклад в достижение целей устойчивого развития Организации Объединенных Наций на общемировом, европейском и национальном уровне.

По итогам Болонского стратегического форума мы поручаем Болонской группе вступить в политический диалог мирового масштаба с целью улучшения регулярного сотрудничества с международными организациями и другими регионами мира. Поддержание диалога призвано содействовать взаимному обучению и совместным проектам в таких важных для всех вопросах, как процессы социальной интеграции и повышение роли высшего образования. Мы приветствуем проделанную работу в рамках Глобальной конвенции ЮНЕСКО по признанию квалификаций высшего образования.

Мы признаем необходимость принятия дополнительных мер по укреплению социальной составляющей системы высшего образования. Мы будем расширять возможности доступа и завершения высшего образования для малочисленных и социально-уязвимых категорий учащихся с тем, чтобы выполнить взятое обязательство по обеспечению разнообразного представительства народов Европы среди абитуриентов и выпускников европейских вузов. Соответственно, мы поручаем Болонской группе проработать этот вопрос к следующей встрече министров ЕПВО.


Подготовка к проведению встречи министров в 2020 году

Для подготовки к встрече министров в 2020 году мы поручили Болонской группе составить аналитический обзор основных направлений развития ЕПВО с момента запуска Болонского процесса, включая результаты по целевому индикатору мобильности, который был согласован в 2009 году в Левен и Лувен-ла-Нев.

Мы также просим Болонскую группу представить предложения по приоритетным задачам следующего десятилетнего периода для совместной реализации с высшими учебными заведениями, сотрудниками и студентами, а также для управления работой ЕПВО.

Мы с благодарностью принимаем предложение Италии провести нашу следующую встречу министров ЕПВО и Болонский стратегический форум в 2020 году.

Приложения

Утвержденные политические меры:

• структурированный подход партнерской поддержки в ходе выполнения основных задач Болонского процесса;
• Стратегия Белоруссии на период с 2018 по 2020 гг.;
• квалификации короткого цикла, включенные в общую Рамку квалификаций для Европейского пространства высшего образования;
• обновленное Приложение к диплому с рекомендацией по его включению в единой форме в соответствующие рамки квалификаций Лиссабонской конвенции и программы Europass.

Дата:

Тип: Болонский процесс

Тематика: болонский процесс

Полномочный орган: нет