7-ая сессия Комитета Лиссабонской конвенции о признании
29 февраля
Повестка дня включала обсуждение широкого круга вопросов, подведение итогов работы комитета, определение проблемных точек, будущих целей и стратегических задач. Так, в своей приветственной речи представитель Совета Европы – Жан-Филипп Рестое (Jean-Philippe Restoueix) отметил необходимость этической устойчивости современной системы образования и подчеркнул важную роль университетов в обществе, особенно в области противодействия коррупции, обеспечения качества образования и признании иностранных квалификаций.
Были подведены итоги мониторинга осуществления Лиссабонской конвенции о признании. К сожалению, несмотря на участие в конвенции более 50 государств, в среднем около 54% вузов до сих пор не знают о ее существовании и не используют принципы конвенции для справедливой оценки и признания иностранных квалификаций, что является существенным препятствием для дальнейшей интеграции в европейском регионе.
Еще одним ключевым моментом в рамках повестки дня стал вопрос о признании квалификаций беженцев. По результатам дискуссий было принято заявление Комитета конвенции относительно признания квалификаций, обладателями которых являются беженцы, перемещенные лица и лица, находящихся в положении беженцев, согласно которой сторонам необходимо обеспечить всестороннее выполнение положений статьи VII Лиссабонской конвенции о признании, а Комитету конвенции предлагается разработать рекомендации о признании квалификаций беженцев.
Пристальное внимание на сессии уделялось и вопросам признания совместных степеней. Рост их значения является частью общей тенденции распространения квалификаций, которые зачастую официально не признаются как принадлежащие к какой-либо национальной системе образования. Отмечается, что сложнее добиться признания совместной степени, чем национальной квалификации, что противоречит общей цели политики по содействию мобильности и институциональному и международному сотрудничеству. В связи с этим, в рамках сессии был принят текст пересмотренной рекомендации о признании двойных дипломов и разъяснительный меморандум к ней. Принятые документы призваны пересмотреть национальное законодательство стан-участниц в целях устранения любых юридических препятствий для признания совместных степеней. Особое внимание уделено критериям и процедуре оценки совместных степеней. Это касается, прежде всего, информирования претендентов, процедуры сбора, перевода и проверки подлинности документов, предоставления информации о квалификации, для которой необходимо признание, а также статуса учебного заведения и оценки индивидуальных квалификаций.
В завершении сессии были проведены выборы нового Президиума, который озвучил основные приоритеты в работе на период своих полномочий, в числе которых предстоит обновление сайтов национальных центров и выработка требований к минимуму необходимой предоставляемой информации, в том числе, на разных языках. По словам Веры Скоробогатовой, - «состоялся обстоятельный разговор о стратегических направлениях системы признания иностранного образования, были и деловые дискуссии, например, о различном применении одного из ключевых понятий Лиссабонской конвенции - «существенные различия».