Международная конференция «Практика признания, сближающая континенты»

Международные конференции, которые организовывает ФГБУ "Главэкспертцентр" (Национальный информационный центр) уже на протяжении 4-лет, стали своеобразной дискуссионной площадкой для специалистов в области национального и международного образования. Подобные мероприятия являются ключевыми в достижении и установлении открытого образования, а также способствуют совершенствованию признания иностранного образования и легализации иностранных образовательных документов.

14-15 октября в Москве в стенах Российского университета дружбы народов Главэкспертцентром была проведена IV Международная конференция. В этом году девизом Конференции стало: «Практика признания, сближающая континенты». Такая повестка дня была выбрана для более интенсивного и продуктивного обсуждения участниками путей развития национальных и международных законодательных инструментов для проверки и подтверждения иностранных документов об образовании. Кроме того, здесь было уделено большое внимание обмену интернациональным опытом профессионального признания.

В этом году форум собрал под крышей Российского университета дружбы народов – соорганизатора конференции - более 100 ведущих специалистов и экспертов в области признания из ведущих университетов России, а также Боснии и Герцеговины, Венгрии, Италии, Испании, Казахстана, Китая, Латвии, Нидерландов, Норвегии, Румынии, Чехии, Швеции.

Конференцию открыла Директор Главэкспертцентра В.И. Скоробогатова, которая отметила особую важность конференции для международного образовательного сообщества для выработки единых подходов к признанию, обмена опытом. С приветственными словами к участникам конференции обратились Заместитель руководителя Федеральной службы в сфере образования и науки Н.А. Наумова, заместитель Министра образования и науки РФ В.Ш. Каганов, вице-президент сети информационных центров ENIC-NARIC Лука Лантеро, приветственный адрес направил председатель Комитета по образованию и науке Государственной Думы В.А.Никонов.
Для более детального рассмотрения аспектов, включенных в тему Конференции, организаторы разделили ее на 4 модуля.

Так, первый модуль был посвящен перспективам автоматического признания, а именно были затронуты вопросы конкретных условий, инструментов и моделей, которые необходимо создать или использовать для достижения успешного и беспрепятственного признания документов об образовании. Например, вице-президент сети информационных центров ENIC Лука Лантеро, который остановился на «автоматической» (упрощенной) системе признания образования и легализации документов, однако отметил, что подобная система сможет прийти в действие только благодаря слаженной работе группы экспертов и национальных институтов по признанию образования, а также использования всех доступных законодательных инструментов. Например, обсуждалась ситуация с признанием в Европе российского уровня образования «Специалист», который трактуется по-разному и не всегда справедливо. Итальянские коллеги подчеркнули, что российский «специалист» в Италии признается как «магистр», но не все европйские страны используют такую практику.

Во второй модуль была включена тема развития информационных ресурсов и баз данных между интернациональными институтами образования. Считается, что развитие информационных систем и дигитализация документооборота станет огромным шагом на пути установления открытого и свободного международного образования. Кроме того, в своей речи президент Гронингенской Декларации Викториано Гиральт добавил, что переход агенств по признанию образования на электронную форму работы с документами благоприятно скажется на всей системе документооборота, так как это упростит процесс подтверждения, хранения, передачи, восстановления, создания документов. А на окружающую среду это окажет положительный эффект, так как сохранит миллионы деревьев, предназначенных для производства бумаги.

Третий и четвертый модуль были посвящены непосредственно практическим примерам развития образовательных программ как в Европе, так и в Азии. Здесь приняли участие представители России, Китая, Казахстана, Швеции, Венгрии, Румынии, Боснии и Герцеговины, Латвии, Нидерландов. В каждом выступлении были выделены отличительные особенности работы национальных информационных центров, которые в основном зависят от традиций систем образования, уровня развитости регионов, исторического прошлого, политических, экономических и социальных факторов.

Под завершение Конференции было проведено обсуждение предложений для принятия рекомендаций. Главным обсуждаемым вопросом стало внедрение термина «автоматическое признание», которое, по мнению участников, следовало бы пояснить или расширить как «упрощённое» или «облегченное».

IV Международная Конференция, по словам присутствующих гостей, прошла на достойном уровне, но главное она приобрела статус «самой содержательной» благодаря уровню прибывших участников и темам, предложенным для обсуждения.

Очевидно, что специалистам и экспертам в области образования ещё есть над чем размышлять, что совершенствовать и у кого перенимать опыт, поэтому дискуссионная площадка Международной конференции (Главэкспертцентр) остаётся открытой для дальнейших выступлений, дискуссий и даже дебатов.

Программа международной конференции

Презентационные материалы международной конференции

Рекомендации Международной конференции «Практика признания, сближающая континенты» 

Отчет о проведении Международной конференции «Практика признания, сближающая континенты» Москва, 14-15 октября 2016 года