РИА Новости - "Эксперт: каждый третий норвежский ученик покидает школу за год до выпуска"

В ходе III Международной конференции "Образование с высокими возможностями для каждого: международный опыт, оценка, внедрение", проходившей 7 – 9 сентября в рамках столичного форума "Город образования", корреспондент РИА Новости поговорил с директором Международной ассоциации оценки образовательных достижений (IEA) Анне-Берит Кавли. 

– Анне, расскажите об ассоциации. Для чего она создавалась? 

– Мы представляем собой международное объединение национальных исследовательских институтов, правительственных исследовательских агентств, ученых и аналитиков, работающих над изучением и улучшением качества образования во всем мире. Но важно, что мы не даем советов и не разрабатываем решений. Миссия ассоциации сводится к проведению сравнительных исследований в области результатов обучения и размещению этих данных в открытом доступе.  

– Кто учредил ассоциацию?

– Она была создана в начале 1960-х годов группой европейских ученых во главе с известным шведским педагогом Торстоном Хусеном. Они исследовали результаты обучения в школах своих стран, а затем сравнивали их с достижениями стран-соседей, оперируя гигантскими объемами статистики. Эти люди стояли у истоков современных высококачественных крупномасштабных школьных измерений. 

– Сколько государств уже вступило в "клуб" IEA? 

– В данный момент их число приблизилось к 70. Но возможно в скором будущем оно значительно пополнится. Среди участников ассоциации – большинство стран Европы, Азии, несколько государств Латинской Америки. Плюс США, Канада, Россия. 

– Учредили вас частные лица. А кто финансирует? 

– Сразу хочу уточнить: мы некоммерческая организация, живущая "вскладчину", за счет взносов участников. Схема проста. Каждая страна-член нашей ассоциации вносит относительно небольшую сумму, что-то в районе от 10 до 15 тыс. евро в год, в общий бюджет. Эти деньги направляются на повседневные административные нужды организации. 

Кроме того, дополнительный взнос делают члены IEA, выразившие пожелание участвовать в том или ином конкретном проекте. Международная часть нашей деятельности именно из этих денег и оплачивается. 

Но есть и другой взнос, который производится в случае проведения углубленных фокусных исследований в определенной стране. Эта работа обходится дороже. Организация различных мероприятий, встреч с координаторами, подготовка и распространение отчетных документов, все это требует значительных затрат.

– А какие исследования вызывают наибольший интерес у стран-участников ассоциации? 

– К примеру, мы трижды за последние годы проводили TIMSS (Trends in Mathematics and Science Study) в четвертых и восьмых классах. Сейчас заканчивается очень интересное исследование ICCS – международный срез качества граждановедческого образования 14-летних школьников. Его результаты будут обнародованы 7 ноября. 

Специально для развивающихся стран подготовлен проект LANA, где рассматриваются вопросы грамотности. Его результаты, полагаю, будут чрезвычайно поучительны и любопытны. 

– Обращалась ли Россия в ассоциацию с инициативой о проведении тех или иных исследований на своей территории? 

– Нет, ведь у нас в принципе иной механизм взаимодействия со странами-партнерами. О старте того или иного проекта сообщает сама ассоциация, предлагая темы исследования. После чего государства к нему подключаются. 

– Сенсационное исследование российских социологов в 109 вузах выявило, что большинство учащихся "хотят все получить и ни за что не отвечать". Такая установка в сочетании со страхом перед стихиями рынка вызвали тревогу у наших экспертов. Молодые люди в Норвегии, где вы родились, тоже подвержены болезни потребительства?  

– Не думаю. По крайней мере, по моим ощущениям, они у нас очень амбициозны. Да и согласно национальным социологическим опросам, большинство студентов учатся весьма упорно, глубоко осознавая важность учебных занятий для своей будущей карьеры. Многие подрабатывают, так что к радостям жизни относятся вполне адекватно и трезво. 

– Экзамен, аналогичный нашему ЕГЭ или ОГЭ-9, проводится в Норвегии? 

– Да, наши старшеклассники сдают два обязательных национальных экзамена. Сначала после десятого класса они пишут математику, либо родной язык, либо английский. А затем, после 13-го класса, демонстрируют знания по норвежскому языку или одной из профильных дисциплин – физике, математике, истории. Что конкретно они предпочтут, зависит от специализации. Это их личный выбор. 

Оценки, полученные в ходе испытаний, заносятся в выпускной аттестат. К ним прибавляют текущие оценки по предметам и получают балл, с которым уже можно поступать в университет. 

– А каково соотношение между теми учениками, кто продолжает учиться в "хай мидл скул" и теми, кто уходит на производство после 10 класса? 

– Из так называемого "нижнего среднего" на ступень "верхнего среднего образования" переходят практически все ученики. А если покидают школу, то после 12-го класса. Это, как правило, те, кто выбрал "профессиональный трэк". Их примерно 25-30%. Но уходят и те, кто устал от учебы, по семейным и другим обстоятельствам. 

В то же время многие юноши, обзаведясь реальным жизненным опытом, возвращаются за парту, чтобы завершить курс обучения. Как бы то ни было, но три последних года в школе – это для них не обязательство, а право. 

Международная конференция, посвященная вопросам оценки качества образования, проводится в Москве по инициативе Рособрнадзора в третий раз. Темой первой конференции 2015 года стала "Эволюция оценки качества образования", в ходе нее участники обсудили глобальные тенденции и основные вызовы, стоящие перед мировым сообществом в этой области. 

Вторая конференция, прошедшая в 2016 году, "Использование результатов исследований качества образования – проблемы и перспективы", была посвящена практическим вопросам использования результатов оценки качества образования для развития школ и системы подготовки педагогических кадров. 

Тема третьей международной конференции в сентябре этого года – "Образование с высокими возможностями для каждого: международный опыт, оценка, внедрение". Ее участники поделились своим управленческим опытом в сфере школьного образования и обсудили лучшие практики, позволяющие добиться высоких образовательных результатов, создание современного образовательного пространства. Участие в конференции приняли эксперты из России и 13 зарубежных стран.