Ереванское коммюнике

Мы, министры, во время встречи в Ереване 14-15 мая 2015 года с гордостью заявляем, что общее видение, вдохновившее наших предшественников в Болонье, дало жизнь Европейскому пространству высшего образования (ЕПВО), в рамках которого 47 стран с различными политическими, культурными и научными традициями сотрудничают на основе открытого диалога, общих целей и общих обязательств. Вместе мы участвуем в процессе добровольного сближения, координируя реформы наших систем высшего образования. В основе этого – ответственность перед обществом за высшее образование, академическая свобода, институциональная автономия и приверженность целостности. ЕПВО опирается на мощное государственное финансирование и реализуется через единую структуру уровней высшего образования, общее понимание принципов и процедур оценки качества и признания, а также ряд общих инструментов.

Благодаря Болонским реформам достигнут прогресс в предоставлении студентам и выпускникам возможности перемещения в Европейском пространстве высшего образования с признанием их квалификаций и периодов обучения; учебные программы обеспечивают выпускников знаниями, умениями и компетенциями как для продолжения учебы, так и для выхода на европейский рынок труда; образовательные организации становятся все более активными в международном контексте; представители академического сообщества участвуют в совместных исследовательских и образовательных программах. Европейское пространство высшего образования вступило в диалог с другими регионами мира и считается образцом структурированного сотрудничества.

Тем не менее, внедрение структурных реформ идёт неравномерно, а инструменты иногда используются неправильно, бюрократически и поверхностно. Дальнейшее совершенствование наших систем высшего образования и более активное участие академического сообщества в этом процессе является необходимым для реализации потенциала Европейского пространства высшего образования в полном объёме. Мы стремимся к завершению этой работы и признаём потребность придания нового импульса нашему сотрудничеству.

Сегодня Европейское пространство высшего образования сталкивается с серьезными вызовами. Оно противостоит продолжающемуся экономическому и социальному кризису, критическому уровню безработицы, усиливающейся маргинализации молодежи, демографическим изменениям, новым моделям миграции, конфликтам внутри государств и между ними, а также экстремизму и радикализации. С другой стороны, большая мобильность студентов и преподавателей способствует взаимному пониманию, поскольку быстрое развитие знаний и технологий, которое влияет на общества и экономику, играет все более и более важную роль в трансформации высшего образования и сферы научных исследований.

ЕПВО отводится ключевая роль в реагировании на эти вызовы и в максимизации данных возможностей через европейское сотрудничество и обмен, следование общим целям и диалог с партнерами во всем мире. Мы должны обновить наше исходное видение и консолидировать структуру Европейского пространства высшего образования.

Обновленное видение: наши приоритеты

К 2020 году мы полны решимости сформировать Европейское пространство высшего образования, где наши общие цели реализуются во всех странах-участницах для обеспечения взаимного доверия к системам высшего образования; где автоматическое признание квалификаций стало бы реальностью так, чтобы студенты и выпускники могли свободно перемещаться в его пределах; где высшее образование эффективно способствовало бы построению сообществ, основанных на демократических ценностях и правах человека, и где получение образования обеспечивает компетенциями и навыками, необходимыми для европейского гражданства, инноваций и трудоустройства. Мы будем поддерживать высшие учебные заведения в их усилиях по развитию межкультурного взаимопонимания, критического мышления, политической и религиозной терпимости, гендерного равенства и демократических и гражданских ценностей в целях укрепления европейского и мирового  гражданского общества и создания основ для инклюзивных сообществ. Мы также усилим связь между ЕПВО и Европейским пространством научных исследований.

В ближайшие годы нашим общим стремлением будет достижение этих в равной мере важных целей в новом контексте:

  • Повышение качества и актуальности обучения и преподавания является главной миссией Европейского пространства высшего образования. Мы будем поощрять и поддерживать высшие учебные заведения и их персонал в продвижении педагогических инноваций в ориентированной на студента учебной среде и в полном использовании потенциальной выгоды от цифровых технологий для обучения и самообразования. Мы будем способствовать усилению связи между обучением, преподаванием и исследованиями на всех уровнях образования и создавать стимулы для образовательных организаций, преподавателей и студентов, чтобы интенсифицировать деятельность, развивающую творчество, инновации и предпринимательство. Программы обучения должны позволить студентам развить компетенции, которые смогут лучше всего удовлетворить личные стремления и социальные потребности посредством эффективной образовательной деятельности. Всё это должно поддерживаться прозрачными описаниями результатов учебной деятельности и рабочей учебной нагрузки, гибкими маршрутами обучения, соответствующими методами обучения и оценки. Необходимо признавать и поддерживать качественное преподавание и предоставлять возможности для развития образовательных компетенций профессорско-преподавательского состава. Кроме того, мы будем активно вовлекать студентов как полноправных членов академического сообщества, а также все заинтересованные стороны, в разработку учебных программ и обеспечение качества.
  • Содействие трудоустройству выпускников в течение всей их трудовой жизни на быстро меняющихся рынках труда, характеризующихся технологическими разработками, появлением новых рабочих профилей и расширением возможностей трудоустройства и самозанятости, является основной целью Европейского пространства высшего образования. Нам необходимо гарантировать, что в конце каждого цикла обучения выпускники обладали компетенциями, достаточными для выхода на рынок труда, а так  же позволяющими развивать новые компетенции, которые могут им потребоваться для трудоустройства или самозанятости в течение трудовой жизни. Мы поддержим высшие учебные заведения в поиске различных способов для достижения этих целей, например, путём усиления их диалога с работодателями, реализации программ с хорошим балансом между теоретическими и практическими компонентами, содействия формированию предпринимательских и инновационных навыков студентов и последующему профессиональному развитию выпускников. Мы будем способствовать международной мобильности для обучения и прохождения стажировок как мощного средства расширения диапазона компетенций и возможностей трудоустройства для студентов.
  • Создание наших систем более инклюзивными – важнейшая задача ЕПВО, поскольку наше население становится всё более разнообразным, в том числе, в связи с иммиграционными и демографическими изменениями. Мы обязуемся расширять участие населения в высшем образовании и поддерживать учреждения, обеспечивающие современную образовательную деятельность в контекстах, отвечающих запросам различных типов учащихся, включая обучение в течение всей жизни. Мы будем улучшить проницаемость и взаимосвязь между различными секторами образования. Мы усилим социальное измерение высшего образования, улучшим гендерный баланс, расширим возможности для доступа к образованию и завершения его, включая участие в международной мобильности, для студентов из неблагоприятной среды. Мы предоставим возможность для мобильности студентам и персоналу из конфликтных зон, действуя так, чтобы позволить им возвратиться домой, как только позволят условия. Мы также хотим способствовать мобильности студентов, получающих педагогическое образование, ввиду важной роли, которую они будут играть в просвещении будущих поколений европейцев.
  • Реализация согласованных структурных реформ является необходимым условием для консолидации Европейского пространства высшего образования и, в конечном счете, для его успеха. Общая структура степеней и система кре́дитов, общие стандарты и рекомендации по обеспечению качества, сотрудничество в области мобильности и совместных  программ и степеней – основа ЕПВО. Мы сформируем более эффективную политику признания крéдитов, полученных за границей квалификаций в академических и профессиональных целях, а также предшествующего обучения. Полное и согласованное осуществление предусмотренных реформ на национальном уровне требует совместного участия и заинтересованности политиков и академического сообщества, а также более активного вовлечения заинтересованных сторон. Отсутствие реформ в некоторых странах подрывает функционирование и доверие всему ЕПВО. Нам нужны более точные показатели в качестве основы для отчётов от государств-членов. Через политический диалог и обмен лучшими практиками мы будем оказывать целенаправленную помощь странам-участницам, испытывающим трудности в осуществлении согласованных целей, и содействовать тем странам, которые хотят двигаться дальше.

Управление и методы работы в рамках ЕПВО должны модернизироваться, чтобы справиться с этими проблемами. Мы просим, чтобы Болонская группа (BFUG) пересмотрела и упростила свои способы управления и методы работы, вовлекая практиков высшего образования в свою рабочую программу, и к нашей следующей встрече представила предложения по решению проблемы невыполнения ключевых обязательств в установленные сроки.

Мы с благодарностью принимаем обязательство Франции принять нашу следующую встречу в 2018 году и обеспечить Секретариат Европейского пространства высшего образования с июля 2015 года по июнь 2018 года.

Министры приветствуют заявление Белоруссии присоединиться к ЕПВО и, особенно, её обязательство осуществить реформы спустя 16 лет после запуска Болонского процесса, сделать её систему высшего образования и практику совместимыми с аналогичными элементами в других странах ЕПВО. Министры приветствуют Белоруссию в качестве нового члена Европейского пространства высшего образования и надеются на дальнейшее сотрудничество с органами государственной власти и заинтересованными сторонами по реализации реформ, обозначенных Болонской группой (BFUG) и включенных в согласованную дорожную карту, являющуюся приложением к договору о присоединении Белоруссии. Министры просят Болонскую группу (BFUG) представить отчет о выполнении дорожной карты на следующей конференции в 2018 году.

В заключение мы одобряем доклады рабочих групп по Имплементации, Структурным реформам, Мобильности и интернационализации, Социальному измерению и обучению в течение всей жизни, а также Исследовательской группы по автоматическому признанию. Мы утверждаем меры, указанные в Приложении, и, пользуясь возможностью, подчеркиваем важность всех членов и консультативных членов, полноценно участвующих в работе Болонской группы (BFUG) и вносящих вклад в программу работы Европейского пространства высшего образования.

Приложения

1. Утверждены стратегические меры:

    • переработанные Стандарты и рекомендации по обеспечению качества в Европейском пространстве высшего образования (ESG);
    • Европейский подход к обеспечению качества совместных программ;
    • пересмотренное Руководство пользователей Европейской системы перевода и накопления зачетных единиц (ECTS) в качестве официального документа Европейского пространства высшего образования.

2. Наши обязательства

    • Включить квалификации короткого цикла в общую Рамку квалификаций для Европейского пространства высшего образования (QF-EHEA), основываясь на Дублинских дескрипторах для квалификаций короткого цикла и оценке качества согласно Европейским стандартам и рекомендациям по обеспечению качества в ЕПВО (ESG) таким образом, чтобы сделать возможным признание квалификаций короткого цикла в своих собственных системах, даже если они не включают такие квалификации;
    • Обеспечить справедливый доступ к государственной службе держателям степеней первого цикла и стимулировать работодателей к адекватному использованию всех квалификаций высшего образования, в том числе, первого цикла;
    • Обеспечить в сотрудничестве с образовательными организациями надежную и достоверную информацию о карьере выпускников и их продвижении на рынке труда, которая должна быть предоставлена институциональным лидерам, потенциальным студентам, их родителям и обществу в целом;
    • Обновить национальное законодательство на предмет полного соответствия Лиссабонской конвенции о признании и представить соответствующие отчеты Секретариату Болонского процесса в конце 2016 года, а так же обратиться с просьбой к Комитету Конвенции о подготовке в сотрудничестве с европейской сетью национальных информационных центров (ENIC-NARIC Network) подготовить анализ отчетов к концу 2017 года, с учетом мониторинга Конвенции, осуществляемой Комитетом Конвенции;
    • Устранить препятствия для признания предшествующего обучения в целях обеспечения доступа к программам высшего образования и содействия присуждению квалификаций на основе ранее полученного обучения, а также поощрять высшие учебные заведения в совершенствовании подходов в области признания ранее полученного обучения;
    • Пересмотреть национальные рамки квалификаций так, чтобы траектории обучения в пределах рамки обеспечивали адекватное признание предшествующего обучения;
    • Сформировать исследовательскую группу по профессиональному признанию из числа стран и организаций, добровольно выразивших желание войти в нее;
    • Способствовать мобильности преподавательского состава с учетом рекомендаций Рабочей группы по мобильности и интернационализации;
    • Способствовать переносу грантов и займов с учетом рекомендаций Рабочей группы  по мобильности и интернационализации;
    • Сделать наше высшее образование более социально ориентированным, применяя Стратегию социального измерения Европейского пространства высшего образования;
    • Гарантировать, что квалификации из других стран ЕПВО будут автоматически признаваться на том же самом уровне, который соответствует национальным квалификациям;
    • Предоставить возможность нашим высшим учебным заведениям использовать подходящее агентство, зарегистрированное в Eвропейском регистре оценки качества (ЕQAR), для внешнего процесса проверки качества, уважая национальные требования для принятия решения по результатам обеспечения качества.

Дата:

Тип: Болонский процесс

Тематика: болонский процесс

Полномочный орган: нет