Положение о порядке признания иностранного образования и (или) квалификации, полученных в иностранном государстве, в целях доступа их обладателей к профессиональной деятельности в федеральном государственном автономном образовательном учреждении высшего профессионального образования "Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина"

Tags: урфу


1. Назначение и область применения
1.1. Настоящее Положение устанавливает правовые основы и порядок действий в УрФУ по профессиональному признанию иностранного образования и (или) квалификации в целях обеспечения доступа их обладателя к профессиональной деятельности в УрФУ (далее - признание образования).
1.2. Право УрФУ самостоятельно осуществлять в установленном им порядке признание иностранного образования определено частью 11 статьи 107 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-Ф3 "Об образовании в Российской Федерации".
1.3. Признание иностранного образования и (или) иностранной квалификации осуществляется в соответствии с многосторонними и двусторонними международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом норм международного права и практики признания иностранного образования и (или) квалификации.

2. Нормативные ссылки
Настоящее Положение разработано в соответствии со следующими нормативными документами:
Конституция Российской Федерации от 12.12.1993;
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Федеральный закон от 08.07.1999 N 149-ФЗ "О ратификации Европейской конвенции об академическом признании университетских квалификаций";
Федеральный Закон от 08.07.1999 N 148-ФЗ "О ратификации Европейской конвенции об эквивалентности периодов университетского образования";
Федеральный закон от 04.05.2000 N 65-ФЗ "О ратификации Конвенции о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе";
Распоряжение Правительства РФ от 19.09.2013 №1694-р "Об утверждении перечня иностранных образовательных организаций, которые выдают документы об образовании и (или) квалификации, признаваемых в Российской Федерации";
Двусторонние соглашения РФ по вопросам взаимного признания документов об образовании и (или) квалификации;
Многосторонние соглашения РФ по вопросам признания документов об образовании и (или) квалификации;
Международные рекомендации, относящиеся к признанию документов об образовании и (или) квалификации.

3. Термины, определения и сокращения
3.1. Термины и сокращения, используемые в тексте документа:
Внешний эксперт - специалист, имеющий необходимую квалификацию в области признания иностранного образования и (или) иностранной квалификации, и (или) экспертная организация, соответствующая установленным требованиям;
Заинтересованные подразделения УрФУ - подразделения УрФУ, отвечающие за сопровождение и трудоустройство иностранного специалиста в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;
Признание иностранного образования и (или) иностранной квалификации в Российской Федерации - официальное подтверждение значимости (уровня) полученных в иностранном государстве образования и (или) квалификации в целях обеспечения доступа их обладателя к образованию и (или) профессиональной деятельности в Российской Федерации, предоставления их обладателю академических, профессиональных и (или) иных предусмотренных международными договорами о взаимном признании и (или) законодательством Российской Федерации прав;
Профессиональное признание образования в УрФУ - признание иностранного образования и (или) иностранной квалификации в целях осуществления профессиональной деятельности в УрФУ;
Экспертиза иностранного образования и (или) иностранной квалификации в Российской Федерации - оценка уровня образования и (или) квалификации, определение равноценности академических и (или) профессиональных прав, предоставляемых их обладателю в иностранном государстве, в котором получены образование и (или) квалификация, и прав, предоставленных обладателям соответствующих образования и (или) квалификации, которые получены в Российской Федерации;
Экспертиза иностранного образования и (или) иностранной квалификации в УрФУ - квалифицированное мнение специалиста (внешнего или внутреннего эксперта) о возможности признания (непризнания) представленного иностранного документа об образовании и (или) квалификации.

3.2. Сокращения и обозначения
ИС - иностранный специалист;
РФ - Российская Федерация;
УрФУ, Университет - федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н.Ельцина";
ЦИКД - Центр интеграции и конгрессной деятельности.

4. Вход и выход, участники
4.1. Вход
- Заявка подразделения на привлечение иностранного специалиста;
- Копии документов ИС, прикладываемые к заявке и запрошенные дополнительно;
- Оригиналы документов, предъявляемые ИС при трудоустройстве.

4.2. Выход
- Протоколы экспертной комиссии по признанию иностранного образования и иностранной квалификации;
- Решение экспертной комиссии о признании или невозможности признания иностранного образования и (или) квалификации для осуществления профессиональной деятельности в УрФУ.

4.3. Участники
- Работники структурных подразделений, ответственные за привлечение ИС;
- Работники ЦИКД;
- Ответственные работники заинтересованных подразделений;
- Внешний эксперт;
- Члены экспертной комиссии по признанию иностранного образования и иностранной квалификации (далее - экспертная комиссия);
- Иностранный специалист, приглашенный на работу в УрФУ.

5. Общие положения
5.1. Признание иностранного образования и (или) квалификации осуществляется в три этапа:
1 этап: Прием и регистрация заявок, первичная оценка иностранного документа об образовании (экспресс-анализ) с целью обеспечения оперативной работы университета по привлечению ИС для осуществления профессиональной деятельности в УрФУ.
2 этап: Проведение экспертизы в целях оценки иностранного образования и (или) квалификации и определения соответствия уровню российского образования для установления профессиональных прав с целью осуществления профессиональной деятельности в УрФУ.
3 этап: Принятие решения членами экспертной комиссии о признании или об отказе в признании иностранного образования и (или) квалификации.
5.2. На любом этапе проведения экспертизы иностранных документов об образовании и (или) квалификации осуществляется проверка наличия проведенной ранее экспертизы аналогичного иностранного образования и (или) квалификации, полученных другим ИС в той же образовательной организации, в те же сроки, подтверждающих освоение образовательной программы того же уровня и направленности, что и иностранное образование и (или) квалификация, представленные к признанию.
5.3. Процедура признания иностранных документов об образовании и (или) квалификации в целях осуществления профессиональной деятельности в УрФУ для лиц, имеющих иностранное образование, осуществляется на безвозмездной основе для ИС.

6. Порядок признания иностранного образования
1 этап
6.1. Инициаторами профессионального признания образования в УрФУ являются работники УрФУ, ответственные за привлечение ИС в свое подразделение, они несут ответственность за прохождение ИС процедуры профессионального признания.
6.2. Профессиональное признание образования в УрФУ может осуществляться до фактического приезда ИС в УрФУ с целью предварительного определения соответствия должности, на которую планируется пригласить ИС.
6.3. Профессиональное признание образования в УрФУ осуществляется на основании Заявки подразделения на привлечение иностранного специалиста (далее - Заявка), поданной в ЦИКД и согласованной со всеми заинтересованными подразделениями УрФУ. К Заявке для проведения процедуры признания иностранного образования в обязательном порядке прикладывается следующий комплект документов:
- копия документа, удостоверяющего личность обладателя иностранного документа об образовании, и заверенный в установленном порядке перевод данного документа на русский язык;
- копия иностранного документа об образовании и (или) квалификации (с последующим предоставлением оригинала) и заверенный в установленном порядке перевод данного документа на русский язык;
- перечень предыдущих мест работы и занимаемых должностей приглашаемого ИС (желательно).
Оригиналы вышеуказанных документов представляются ИС перед заключением трудового договора при личном обращении в Управление кадров УрФУ.
6.4. Документы об образовании и (или) квалификации должны быть в установленном порядке легализованы, если иное не предусмотрено международными договорами РФ.
6.5. Заявка регистрируется в ЦИКД в соответствии с номенклатурой дел и принимается в работу после получения всех виз согласования с заинтересованными подразделениями УрФУ и при наличии комплекта документов.
6.6. При экспресс-анализе ответственным работником ЦИКД проверяется:
- соответствие представленных документов паспортным данным заявителя;
- факт легализации документа об образовании и (или) квалификации (при необходимости);
- достаточность представленных документов (комплектность);
- факт попадания документа иностранного государства об образовании и (или) квалификации под действие международных договоров о взаимном признании или факт включения иностранной образовательной организации в перечень, установленный Правительством РФ. 
В случае необходимости могут быть запрошены дополнительные документы ИС.

2 этап
6.7. По результатам п.6.6. работник ЦИКД готовит Заключение по экспресс-анализу документов ИС с предварительными рекомендациями по признанию образования и (или) квалификации, полученных в иностранном государстве (далее - Заключение).
6.8. При наличии положительного заключения по всем подпунктам пункта 6.6. работник ЦИКД готовит комплект документов для утверждения на экспертной комиссии.
6.9. При установлении факта, что документ иностранного государства об образовании и (или) квалификации не попадает под действие международных договоров о взаимном признании или данная иностранная образовательная организации не включена в перечень, установленный Правительством РФ, работник ЦИКД готовит документы для проведения экспертизы внешним экспертом. Экспертиза включает оценку уровня образования и (или) квалификации, определение равноценности академических и (или) профессиональных прав, предоставляемых их обладателю в иностранном государстве, в котором получены образование и (или) квалификация, и прав, предоставленных обладателям соответствующих образования и (или) квалификации, которые получены в Российской Федерации.
6.10. После получения рекомендации внешнего эксперта по признанию или отказу в признании заявленного уровня образования и (или) квалификации ИС, работник ЦИКД готовит комплект документов для утверждения на экспертной комиссии.

3 этап
6.11. Окончательное решение о признании или непризнании иностранного образования и (или) квалификации принимает экспертная комиссия на основании заключения внешнего эксперта или рекомендации работника ЦИКД.
6.12.Экспертная комиссия является постоянно действующей комиссией, ее состав утверждается приказом ректора УрФУ.
6.13. Решения экспертной комиссии являются принятыми при условии, если за соответствующее решение проголосовало более половины присутствующих членов комиссии при кворуме 50% от списочного состава комиссии. Решения принимаются открытым голосованием.
6.14. Решения экспертной комиссии оформляются протоколом, который ведет секретарь комиссии. Секретарь экспертной комиссии не имеет права голоса.
6.15. Экспертная комиссия собирается по мере необходимости, допускается проведение заочного заседания экспертной комиссии.
6.16. Результатом заседания экспертной комиссии является Решение экспертной комиссии о признании или об отказе признания иностранного образования и (или) квалификации для осуществления профессиональной деятельности в УрФУ (далее - Решение).
6.17. В Решении должны содержаться сведения об обладателе иностранного документа об образовании и (или) квалификации, о представленном к экспертизе документе об иностранном образовании и (или) квалификации, рекомендация эксперта. Решение утверждается протоколом заседания экспертной комиссии и подписывается ректором УрФУ или иным уполномоченным им лицом.
6.18. Оригинал Решения хранится в личном деле ИС в Управлении кадров, а копия - в ЦИКД.
6.19. Экспертная комиссия имеет право принять решение о признании иностранного образования и (или) квалификации, отличающееся от рекомендованного внешним экспертом.
6.20. Общий срок проведения процедуры признания иностранных документов об образовании и (или) квалификации не должен превышать 30 рабочих дней с момента регистрации Заявки в ЦИКД. В случае необходимости привлечения внешнего эксперта, срок продлевается на время проведения экспертизы внешним экспертом.
6.21. Оригиналы легализованных (при необходимости) документов об образовании и (или) квалификации в обязательном порядке предъявляются ИС в Управлении кадров при трудоустройстве.

7. Управление документацией
В процессе признания иностранного образования и (или) квалификации в соответствии с требованиями настоящего Положения используются следующие документы и формы:

1. Заявка подразделения на привлечение иностранного специалиста.
Ответственный - работник ЦИКД.
Лично заполняется и подписывается работником подразделения, ответственным за привлечение ИС.
Заявка согласовывается с заинтересованными структурными подразделениями работником ЦИКД.
Хранится в ЦИКД.

2. Заключение по экспресс-анализу документов ИС на предмет признания образования и (или) квалификации, полученных в иностранном государстве.
Ответственный - работник ЦИКД.
Заполняется и подписывается работником ЦИКД.
Хранится в ЦИКД.

3. Решение экспертной комиссии о признании (об отказе признания) иностранного образования и (или) квалификации для осуществления профессиональной деятельности в УрФУ.
Ответственный - секретарь экспертной комиссии.
Заполняется работником ЦИКД на основании протокола экспертной комиссии, подписывается ректором.
Хранится в личном деле ИС в Управлении кадров, копия - в ЦИКД.




Сведения о количестве контрольных экземпляров настоящего Положения и ответственных за их хранение работниках изложены в Листе рассылки настоящего Положения.
Изменения в настоящий документ вносятся в следующих случаях:
- при изменении законодательства РФ;
- при изменении порядка соблюдения требований настоящего Положения;
- при изменении форм документов, на которые имеются ссылки;
- по результатам аудитов (при необходимости);
- в иных необходимых случаях.

Документ утверждается заново в случае, если:
- количество изменений затрудняет понимание документа;
- документ включен в план актуализации документации СМК;
- в иных необходимых случаях.

Порядок внесения изменений в документ и согласование актуализированной версии Положения о виде деятельности изложен в документированной процедуре "Управление документацией", 2012.