Регламент действий должностных лиц при осуществлении проверки документов об иностранном образовании и (или) иностранной квалификации и признания иностранного образования и (или) иностранной квалификации федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего профессионального образования "Санкт-Петербургский государственный университет"

Tags: Регламент, СПбГУ


1
. Под проверкой документов об иностранном образовании и (или) иностранной квалификации в настоящем Регламенте понимается осуществление последовательности действий, направленных на установление возможности приема документа об образовании, полученного в иностранном государстве, в качестве документа, подтверждающего уровень образования и (или) квалификации для зачисления на обучение в Санкт-Петербургский государственный университет и для осуществления профессиональной деятельности в Санкт-Петербургском государственном университете.
Под проверку документов об иностранном образовании и (или) иностранной квалификации подпадают все документы об образовании, полученные в иностранных государствах, предоставленные в комиссии по приему документов СПбГУ и в Единую комиссию по приему иностранных граждан.
2. Под признанием иностранного образования и (или) иностранной квалификации в настоящем Регламенте понимается подтверждение значимости (уровня) полученных в иностранном государстве образования и (или) иностранной квалификации в целях обеспечения доступа их обладателя к образованию и осуществлению профессиональной деятельности в Санкт-Петербургском государственном университете. Иностранное образование и (или) иностранная квалификация признаются Университетом без проведения процедуры признания в следующих случаях:
2.1. документ об иностранном образовании и (или) иностранной квалификации подпадает под действие международных договоров о взаимном признании Российской Федерации
2.2. образование получено в иностранных образовательных организациях, перечень которых с указанием соответствия получаемых в них образования и (или) квалификации образованию и (или) квалификации, полученным в Российской Федерации, устанавливается Правительством Российской Федерации;
2.3. образование получено в иностранных образовательных организациях, перечень которых устанавливается Университетом (в соответствующих случаях с указанием области знаний). В случае, если иностранное образование и (или) иностранная квалификация лица, претендующего на обучение или профессиональную деятельность в Университете, не соответствуют указанным выше условиям, признание иностранного образования и (или) иностранной квалификации осуществляет Университет.
3. В соответствии со статьей 15 Конституции Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы, а в случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. В основе международной практики признания лежат положения международных конвенций и принятых международным сообществом рекомендаций по их применению. Ратификация международных конвенций по признанию означает согласие Российской Федерации принять на себя обязанности по выполнению их положений. Межправительственные соглашения и протоколы о взаимном признании и установлении эквивалентности, не прошедшие ратификацию, в соответствии со статьей 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" от 15.07.1995г. №101, могут быть применены только в части, не противоречащей действующему законодательству Российской Федерации.
4. Настоящий Регламент разработан в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации, Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЭ "Об образовании в Российской Федерации". Приказом Минобрнауки России от 24.22.2013 № 1391 "Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки государственной услуги по признанию образования и (или) квалификации, полученных в иностранном государстве".
5. Основанием для проверки документа об иностранном образовании и (или) иностранной квалификации является поступление такого документа в Комиссию по организации проверки и экспертизы документов с целью признания иностранного образования и (или) квалификации (далее - Комиссии), сформированную и осуществляющую деятельность по проверке и экспертизе документов иностранных государств об образовании в соответствии с локальными актами СПбГУ, от работников СПбГУ, а также непосредственно от обладателя документа либо лица, им уполномоченного.
6. Работники СПбГУ в день получения документа об иностранном образовании и (или) иностранной квалификации направляют его в Комиссию путем заполнения карточки документа в информационно-коммуникационной системе stat.spbu.ru. Каждому документу автоматически присваивается идентификационный номер. К карточке документа прикрепляются электронные копии документа об образовании с приложениями, перевод документа об образовании и приложений к нему на русский язык, копии штампов консульской легализации или апостиля (при наличии), копия документа, удостоверяющего личность обладателя документа об образовании. В случае поступления документа об образовании от обладателя документа либо лица, им уполномоченного, сотрудник Комиссии самостоятельно заполняет карточку документа и прикрепляет все необходимые копии документов.
7. Сотрудник Комиссии осуществляет проверку полученных документов об образовании в порядке очередности их поступления, если иной порядок очередности не обусловливается сроками приема документов, допуска к вступительным испытаниям, опубликования пофамильных списков поступающих и т.д., установленными Правилами приема в СПбГУ на соответствующий год.
8. Срок принятия решения о результатах проверки не может быть менее 1 рабочего дня (если иное не предусмотрено исключительностью обстоятельств) и не должен превышать 7 рабочих дней. В случае невозможности осуществления проверки в срок, установленный соответствующими положениями Правил приема в СПбГУ на соответствующий год, оформляется предварительное решение о результатах экспресс-проверки, после чего продолжается проверка, предусмотренная положениями настоящего регламента, по итогам которой окончательное решение может быть изменено.
8.1. В случае оформления предварительного решения о результатах экпресс-проверки Заявитель предоставляет в Университет расписку об ознакомлении с тем, что решение экспересс-проверки является предварительным и может быть изменено по результатам полной проверки документов, но не позднее, чем через 7 рабочих дней с момента поступления документов в Комиссию.
8.2. В случае необходимости направления запроса в организацию, выдавшую документ об иностранном образовании и (или) иностранной квалификации, и (или) в орган управления в сфере образовании, в ведении которого находится указанная организация, срок принятия решения может бьггь продлен на срок, необходимый для получения ответа;
8.2.1. в случае направления запроса выдается предварительное решение с указанием на факт направления запроса и возможности изменения окончательного решения в зависимости от результатов запроса;
8.2.2. в случае если на момент принятия решений о допуске к вступительным испытания/ зачислению и т.п. ответ на запрос отсутствует, СПбГУ оставляет за собой право отказать Заявителю в рассмотрении документов.
9. Процедура проверки включает в себя осуществление следующих действий:
9.1. установление соблюдения требований к оформлению документа об иностранном образовании и (или) иностранной квалификации, в том числе наличие и корректность легализации (апостиля), требований к заверению переводов, установленных международными нормами права и нормами права Российской Федерации.
В случае, если представленный к признанию документ иностранного образования и (или) иностранной квалификации не подпадает под действие международного договора о правовой помощи между Российской Федерацией и государством, на территории которого был выдан представленный к признанию документ иностранного образования и (или) иностранной квалификации, предусматривающий отмену легализации, оригинал документа об образовании и приложения к нему должны быть легализованы на территории иностранного государства путем проставления на них апостиля, в соответствии с Гаагской конвенцией, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов от 5 октября 1961 г., либо легализованы в установленном порядке в дипломатических представительствах или консульских учреждениях Российской Федерации за рубежом;
9.2. проверка соответствия бланка, комплектности, содержания и формы заполнения документов об иностранном образовании и (или) иностранной квалификации требованиям, установленным в иностранном государстве, отсутствия исправлений и других запрещенных искажений представленной в нем информации;
9.3. проверка полноты и непротиворечивости перевода документов;
9.4. установление непротиворечивости приведенных в документах фактических данных (названий, дат и других численных данных);
9.5. проверка наличия соответствующих полномочий у органа, выдавшего документ об иностранном образовании и (или) иностранной квалификации;
9.6. установление наличия регистрации документа об иностранном образовании и (или) иностранной квалификации в национальной базе данных выданных документов (при наличии);
9.6.1. при необходимости в организацию, выдавшую документ об иностранном образовании и (или) иностранной квалификации, и (или) в орган управления в сфере образования, в ведении которого находится указанная организация, направляются соответствующие запросы о предоставлении сведений, характеризующих содержание образования, форму получения образования, признание документа об образовании, представленного к признанию, в государстве, которому принадлежит выдавшая его организация;
9.7. установление признания иностранного образовательного учреждения в качестве составляющего системы образования иностранного государства (наличие национальной аккредитации);
9.8. установление наличия национальной аккредитации образовательной программы на период прохождения обучения;
9.9. установление соответствия национальным требованиям к нормативам освоения образовательных программ, трудоемкости образовательных программ, уровню оценок, итоговой аттестации для получения квалификации;
9.10. определение формы обучения и отсутствия ограничений на форму обучения, предусмотренных в Российской Федерации, для освоения образовательных программ такого уровня и направленности;
9.11. установление соответствия требованиям преемственности образовательных программ (ограничений исходного доступа по профилю, оценкам и т.п. в национальной системе образования иностранного государства);
9.12. установление уровня образования и определение прав обладателя документа (доступа) на продолжение образования в национальной системе образования;
9.13. проведение сравнительного анализа системы образования иностранного государства с системой образования Российской Федерации с определением сопоставимого уровня образовательной программы;
9.14. определение прав обладателя документа об иностранном образовании и (или) иностранной квалификации на продолжение обучения в соответствии с законодательством об образовании Российской Федерации, предусмотренных соответствующим документом государственного образца об образовании и (или) квалификации в Российской Федерации;
9.15. установление прямого действия международного договора о взаимном признании и установлении эквивалентности применительно к документу об иностранном образовании и (или) иностранной квалификации, или его выдачи иностранной образовательной организацией, включенной в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, или его выдачи иностранной образовательной организацией, включенной в перечень, установленный Санкт-Петербургским государственным университетом:
9.15.1. установление наличия действующего договора о взаимном признании между Российской Федерацией и государством выдачи документа об иностранном образования и (или) иностранной квалификации, в том числе с использованием информации, размещенной на сайте Национального информационного центра;
9.15.2. проверка подпадания документа об иностранном образования и (или) иностранной квалификации под действие международных договоров Российской Федерации и государства его выдачи, в том числе с использованием перечня и образцов документов об иностранном образовании и (или) иностранной квалификации, признаваемых в Российской Федерации и размещенных на сайте Национального информационного центра;
9.15.3. установление включения иностранной образовательной организацией, выдавшей документ иностранного образования и (или) иностранной квалификации, в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, в том числе с использованием информации, размещенной на сайте Национального информационного центра;
9.15.4. проверка соответствия документа об иностранном образовании и (или) иностранной квалификации, выданного иностранной образовательной организацией, перечню и образцам документов об иностранном образовании и (или) квалификации, признаваемых в Российской Федерации и размещенных на сайте Национального информационного центра;
9.15.5. установление включения иностранной образовательной организацией, выдавшей документ иностранного образования и иностранной квалификации, в перечень, установленный Санкт-Петербургским государственным университетом, в том числе с учетом области знаний, документы об образовании и квалификации которой признаются СПбГУ.
10. Сведения о результатах проведенной проверки вносятся в карточку документа сотрудником Комиссии, проводившем проверку документа. При невозможности осуществления проверки по одному из подпунктов пункта 9, сведения об этом, а также о причине невозможности осуществления такой проверки также вносятся в карточку документа.
11. Работник СПбГУ, направивший документ об иностранном образовании и (или) иностранной квалификации на проверку, распечатывает бланк с информацией о результатах проверки. Такой бланк хранится в личном деле поступающего (студента).
12. Основанием для осуществления действий по признанию иностранного образования и (или) иностранной квалификации является заявление обладателя иностранного образования и (или) иностранной квалификации или его законного представителя, или лица, уполномоченного обладателем иностранного образования и (или) иностранной квалификации или его законным представителем (далее - заявитель), поданного в письменной форме непосредственно в Комиссию или направленного в форме электронного документа с использованием информационно- телекоммуникационных сетей общего пользования.
13. Заявление о признании заполняется по форме, установленной Университетом, и содержит следующие сведения:
13.1. фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии), гражданство, реквизиты основного документа, удостоверяющего личность, адрес, номер телефона (при наличии), адрес электронной почты (при наличии) заявителя;
13.2. фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии), гражданство, реквизиты основного документа, удостоверяющего личность, адрес, номер телефона (при наличии), адрес электронной почты (прц наличии) обладателя документа об образовании - в случае, если заявление подается не обладателем документа об образовании;
13.3. наименование и реквизиты документа об образовании: серия и номер бланка, регистрационный номер (при наличии), дата выдачи;
13.4. информация о наличии или отсутствии приложения (-ий) к документу об образовании с указанием количества листов;
13.5. наименование образовательной организации, выдавшей документ об образовании;
13.6. наименование иностранного государства, на территории которого выдан документ об образовании;
13.7. согласие обладателя документа иностранного образования и (или) иностранной квалификации или его законного представителя, а также заявителя (в случае, если заявитель не является обладателем указанного документа или его законным представителем) на обработку персональных данных, содержащихся в заявлении и прилагаемых к нему документах, в порядке, установленном Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ "О персональных данных".
14. К заявлению о признании прилагаются:
14.1. копия основного документа, удостоверяющего личность заявителя;
14.2. копия основного документа, удостоверяющего личность обладателя документа об образовании (в случае, если обладатель указанного документа не является заявителем) и доверенность, оформленная в установленном порядке на имя Заявителя;
14.3. оригинал легализованного в установленном порядке (при необходимости) документа об образовании и приложения к нему (если последнее предусмотрено законодательством государства, в котором выдан такой документ);
14.4. заверенный в установленном порядке перевод (или заверенная в установленном порядке копия в случае, если документ полностью дублируется на русском языке) документа об иностранном образовании и (или) иностранной квалификации и приложения к нему, включая перевод печатей, имеющихся на документе об иностранном образовании и (или) иностранной квалификации и приложения к нему;
14.5. нотариально заверенный перевод (или нотариально заверенная копия - в случае, если документ полностью дублируется на русском языке) документа о предыдущем уровне образования - в случае, если для признания представляется документ о профессиональном образовании.
15. Заявитель вправе представить также другие доказательства своей подготовки, в том числе документы, подтверждающие факт обучения и получения представленного для признания документа об иностранном образовании и (или) иностранной квалификации, наличия лицензии и (или) аккредитации (аттестации) образовательной программы и (или) образовательной организации, других форм официального признания иностранной образовательной организации, выдавшей документ об иностранном образовании и (или) иностранной квалификации. Данные документы представляются вместе с их переводами, заверенными в установленном порядке.
16. СПбГУ отказывает заявителю в признании документа об иностранном образовании и (или) иностранной квалификации в случае, если:
16.1. представлен документ иностранного образования и (или) иностранной квалификации, который не признается в государстве, которому принадлежит выдавшая его организация;
16.2. заявителем представлены документы, содержащие недостоверную и (или) искаженную информацию;
16.3. отсутствует ответ на повторный запрос, в случае необходимости направленный в организацию, выдавшую документ иностранного образования и (или) иностранной квалификации, и (или) в орган управления в сфере образовании, в ведении которого находится указанная организация;
16.4. иностранная образовательная программа, указанная в документе иностранного образования и (или) иностранной квалификации, представленном к признанию, по результатам экспертизы не может быть отнесена ни к одному из уровней образования или направлений подготовки (специальностей, профессий), принятых в Российской Федерации. В этом случае сотрудник Комиссии готовит уведомление о возврате документов с указанием причин такого возврата и возвращает заявителю указанные документы. В случае направления заявителем документов в электронной форме уведомление о возврате направляется заявителю в электронной форме.
17. Если по результатам проверки, предусмотренной подпунктом 15 пункта 9 настоящего Регламента, установлено, что документ об иностранном образовании и (или) иностранной квалификации не подпадает под прямое действие международных договоров Российской Федерации и (или) не выдан иностранными образовательными организациями, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации, или иностранными образовательными организациями, перечень которых устанавливается СПбГУ (с учетом области знаний, документы об образовании и квалификации в которых признаются СПбГУ), осуществляется экспертиза такого документа об образовании.
18. Предметом и содержанием экспертизы являются:
18.1. определение соответствующего направления подготовки (специальности) и уровня образования и (или) квалификации, по которым возможно признание в Университете документа об иностранном образовании и (или) иностранной квалификации;
18.2. сопоставление структуры и объема учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), требований к результатам освоения образовательной программы, по завершению освоения которой выдан документ об иностранном образовании и (или) иностранной квалификации, а также уровня образования и (или) квалификации, которые он подтверждает, и наиболее близкой по своему содержанию образовательной программы из числа реализуемых Университетом;
18.3. определение равноценности академических прав, предоставляемых обладателю документа об иностранном образовании и (или) иностранной квалификации в государстве, в котором выдан этот документ, правам, которые предоставляются обладателю соответствующего документа установленного образца об образовании и (или) квалификации в Российской Федерации. При проведении экспертизы следует учитывать возможные допустимые различия в учебных планах, образовательных технологиях и формах получения образования, не влияющие на результаты освоения образовательной программы следующего уровня и (или) выполнения профессиональных обязанностей.
19. Экспертиза проводится в срок, не превышающий 17 календарных дней. В случае невозможности проведения экспертизы в срок, установленный соответствующими положениями Правил приема в СПбГУ на соответствующий год, оформляется предварительное решение о результатах экспресс-экспертизы, после чего продолжается экспертиза, предусмотренная положениями настоящего Регламента, по итогам которой окончательное решение может быть изменено. В случае оформления предварительного решения о результатах экпресс-экспертизы Заявитель предоставляет в Университет расписку об ознакомлении с тем, что решение экспересс-экспертизы является предварительным и может быть изменено по результатам полной проверки документов, но не позднее, чем через 17 календарных дней с момента поступления документов в Комиссию.
20. По результатам проведения экспертизы оформляется экспертное заключение, которое содержит однозначные выводы:
20.1. о признании документа об иностранном образовании и (или) иностранной квалификации с указанием прав на получение обучения в Университете (осуществлении в Университете профессиональной деятельности);
20.2. об отказе в признании документа об иностранном образовании и (или) иностранной квалификации.
21. Экспертное заключение подписывается членами Комиссии и председателем Комиссии. Оригинал экспертного заключения хранится в личном деле обучающегося (сотрудника). Копия экспертного заключения хранится в Комиссии.
22. В день или на следующий день после подписания экспертное заключение и проект решения о признании передаются должностному лицу Университета, уполномоченному принимать решение о признании иностранного образования и (или) иностранной квалификации. Уполномоченное должностное лицо подписывает решение о признании (или об отказе в признании) на основании экспертного заключения.
23. Оригинал решения о признании хранится в личном деле обучающегося (сотрудника). Копия решения о признании хранится в Комисии.
24. На информационном стенде в помещении Университета, где проводится прием заявлений о признании, а также на официальном сайте Университета в сети Интернет размещаются следующие информационные материалы:
24.1. информация о порядке признания;
24.2. регламент действий должностных лиц при осуществлении проверки документов об иностранном образовании и (или) иностранной квалификации и признания иностранного образования и (или) иностранной квалификации Университетом;
24.3. извлечения из нормативных правовых актов, регулирующих признание;
24.4. перечень международных договоров о признании, участниками которых является Российская Федерация;
24.5. перечень иностранных организаций, установленный Правительством Российской Федерации, указанный в п. 2.2 настоящего Порядка;
24.6. перечень иностранных образовательных организаций, установленный Университетом, указанный в п.2.3 настоящего Порядка;
24.7. перечень государств, с которыми у Российской Федерации имеются международные договоры о правовой помощи, предусматривающие отмену легализации официальных документов;
24.8. перечень представляемых документов, установленный образец заполнения заявления.
25. Заявитель имеет право подать жалобу на решение и (или) действие (бездействие) должностного лица Университета, в том числе в следующих случаях:
25.1. нарушение сроков признания, установленных настоящим Порядком;
25.2. требование у заявителя документов, не предусмотренных настоящим Порядком, а также нормативно-правовыми актами Российской Федерации, регулирующими вопросы признания;
25.3. отказ в приеме документов, предусмотренных настоящим Порядком, а также нормативно-правовыми актами Российской Федерации, регулирующими вопросы признания;
25.4. отказ должностного лица Университета в исправлении ошибок и (или) опечаток в выданных заявителю в результате признания документах.
26. Жалоба подается в Университет в письменном виде на бумажном носителе заявителем лично или в электронном виде.