Положение

Tags: Регламент, Ростов-на-Дону

О порядке и процедурах признания иностранного образования и (или) квалификации в ФГАОУ ВПО "Южный федеральный университет"

1. Общие положения
1.1. Настоящие Положение о порядке и процедурах признания иностранного образования и (или) квалификации (далее - Положение) определяет порядок действий структурных подразделений ФГАОУ ВПО «Южный федеральный университет» (далее - ЮФУ) по обеспечению процедур признания иностранного образования и (или) квалификации (далее - признание), а также устанавливает правовые и организационные основы признания в ЮФУ в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (далее - РФ) и в соответствии с международными договорами РФ регулирующими вопросы признания и установления эквивалентности иностранного образования и (или) иностранной квалификации.
1.2. Право ЮФУ на самостоятельное признание определено
ч. 11 Статьи 107 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
1.3. ЮФУ осуществляет признание в целях организации приема на обучение, а также доступа к осуществлению профессиональной деятельности в ЮФУ лиц, имеющих иностранное образование и (или) иностранную квалификацию.
1.4. Под действие настоящего Положения подпадает иностранное образование и (или) иностранные квалификации, полученные иностранными гражданами, лицами без гражданства, временно проживающими на территории РФ и гражданами РФ.
1.5. Обладателям иностранного образования и (или) иностранной квалификации, признаваемых в РФ, предоставляются те же академические и (или) профессиональные права, что и обладателям соответствующих образования и (или) квалификации, полученных в РФ, если иное не установлено международными договорами о взаимном признании .
1.6. Для принятия решения о признании иностранного образования и (или) иностранной квалификации проводится экспертиза иностранных документов об образовании и (или) квалификации (далее - ИДО)

2. Этапы признания ИДО
Признание иностранного образования и (или) иностранной квалификации включает в себя:
2.1. Прием и регистрацию заявлений (см. Приложение №1) от обладателей ИДО, либо их представителей (далее - заявители) в письменной форме или в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет».
2.2. Прием прилагаемых к заявлению документов:
а) оригинал ИДО и приложения к нему, легализованные в установленном порядке (если иное не предусмотрено международными договорами РФ);
в) копия документа, удостоверяющего личность заявителя;
г) дополнительные доказательства подготовки заявителя, в том числе документы, подтверждающие факт обучения и получения ИДО, наличия лицензии и (или) аккредитации образовательной программы и (или) организации, выдавшей ИДО.
Все документы представляются вместе с их переводами, заверенными в установленном порядке.
Оригиналы ИДО после принятия заявления сканируются для ведения электронной базы данных и возвращается заявителю.
2.3. Формирование дела в папке (скоросшивателе) с указанием фамилии, имени, отчества, гражданства заявителя; регистрационного номера; даты начала и окончания дела для формирования архива.
2.4. Проведение первичной экспертизы проводится специалистами Центра по работе с иностранными студентами (далее - Центр) в течение 3 рабочих дней и включает следующие мероприятия:
а) проверка наличия официальной информации о существовании организации, выдавшей ИДО;
б) проверка ИДО на соответствие бланка, комплектности, содержания и способа заполнения, отсутствие исправлений и искажений;
в) установление наличия регистрации ИДО в официальной базе данных ИДО (при наличии таковой);
г) установление наличия у организации, выдавшей ИДО, права на осуществление образовательной деятельности по указанной программе на момент его выдачи;
д) установление наличия у организации, выдавшей ИДО, аккредитации образовательной программы на момент выдачи ИДО;
е) проверка соответствия формы обучения.
При рассмотрении представленных заявителем документов в целях оценки уровня образования и (или) квалификации, определения равноценности академических и (или) профессиональных прав (далее - экспертиза) осуществляется проверка наличия проведенной ранее экспертизы аналогичного иностранного образования и (или) иностранной квалификации, ИДО полученных другим лицом в той же организации, в те же сроки и подтверждающего освоение образовательной программы того же уровня и направленности, что и ИДО, представленные к признанию.
Если ранее по результатам экспертизы аналогичные иностранное образование и (или) иностранная квалификация (ИДО) были признаны, то признание иностранного образования и (или) иностранной квалификации осуществляется в соответствии с результатами предыдущего рассмотрения.
При положительном результате проверки документов, принятых к рассмотрению, а также в случае отсутствия признания аналогичных ИДО заявители могут быть допущены к сдаче вступительных испытаний с дальнейшим зачислением при условии, оговоренных в расписках (см Приложение №2) с обязательным прохождением полной экспертизы.
2.5. Проведение экспертизы
Экспертиза основывается на принципах законности, соблюдения прав и свобод человека и гражданина, независимости эксперта, объективности, всесторонности и полноты исследований, а также на положениях и рекомендациях международной практики, и проводится с использованием информационных ресурсов и технологий.
Проводится экспертиза:
- в течение первого семестра для заявителей, поступающих на основные образовательные программы;
- в течение второго семестра для заявителей, поступающих на подготовительное отделение ЮФУ;
- в течение года для заявителей при приеме на работу.
2.5.1. Предметом и содержанием экспертизы являются:
а) определение соответствующего направления подготовки (профессии) и (или) уровня образования и (или) квалификации, по которым возможно признание;
б) сопоставление структуры и объема учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) образовательной организации, выдавшей ИДО;
в) определение академических или профессиональных прав, предоставляемых обладателю ИДО;
г) определение, подпадают ли иностранное образование и (или) иностранная квалификация под действие международных договоров о взаимном признании, получены ли они в иностранных образовательных организациях, перечень которых устанавливается Правительством РФ.
2.5.2. Экспертиза проводится специалистами Центра в течение 15 рабочих дней. В случаях повторных запросов в организации, выдавшие ИДО, сроки проведения экспертизы могут быть продлены до 30 дней.
2.5.3. Для проведения экспертизы образовательные организации высшего образования могут привлекать в установленном порядке специалистов других организаций.
2.5.4. По результатам проведения экспертизы оформляется аргументированное экспертное заключение, которое должно содержать однозначные выводы:
а) о возможности признания иностранного образования и (или) иностранной квалификации;
б) о возможности признания периода обучения;
в) о невозможности признать иностранное образование и (или) иностранную квалификацию.
Экспертное заключение (см. Приложение №3) подписывается специалистом Центра, проводившим экспертизу и утверждается проректором, курирующим международную деятельность (далее проректор).
Экспертное заключение хранится в Центре в деле заявителя.
Уведомление заявителя о результатах экспертизы осуществляется способом, который указан заявителем в заявлении.

3. Формы контроля за исполнением порядка признания
3.1. Контроль за исполнением порядка и процедур признания возлагается на проректора.
3.2. Специалисты Центра несут персональную ответственность за полноту и качество проделанной работы, за соблюдение порядка признания.
Ответственность специалистов Центра устанавливается в их должностных инструкциях в соответствии с требованиями трудового законодательства.
3.3. Текущий контроль за полнотой и качеством работы специалистов Центра осуществляется директором Центра.

4. Порядок обжалования решения о признании /отказе в признании
4.1. Споры о возможности признания между структурными подразделениями, вовлечёнными в процесс признания ИДО поступающих на обучение и обучающихся в ЮФУ, разрешаются директором Центра.
4.2. Споры о возможности признания между структурными подразделениями, вовлечёнными в процесс признания ИДО поступающих на работу в ЮФУ, разрешаются проректором и начальником управления кадров и кадровой политики.
4.3. Заявитель, по документам которого проректором принято решение об отка¬зе в признании ИДО, вправе обжаловать данное решение путём по¬дачи на имя ректора апелляции по существу, представив дополнительные документы, которые не были представлены ранее.
4.4. В случае принятия ректором окончательного решения об отказе в признании заявитель вправе обжаловать это решение во внесудебном порядке путём подачи на имя руководителя Феде¬ральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзора) апелляции по суще¬ству в порядке, установленном Рособрнадзором.
4.5. В случае принятия на любом этапе решения о пересмотре результатов признания экспертиза ИДО заявителя проводится заново в полном объёме.

5. Информационное обеспечение и сопровождение процедур признания иностранного образо¬вания и (или) квалификации
5.1. Центр осуществляет информационное обеспечение и сопровождение процедур признания иностранного образо¬вания и (или) квалификации в ЮФУ на 01 июля каждого года.
5.2. Центр размещает на сайте ЮФУ следующую информацию:
- настоящее Положение;
- перечень Федеральных законов Российской Федерации, касающихся вопросов признания;
- перечень действующих многосторонних и двухсторонних международных договоров Российской Федерации о признании ИДО;
- перечень российских нормативных правовых актов, касающихся вопросов признания;
- перечень иностранных образовательных организаций, образование и (или) квалификация которых признается в РФ;
- перечень государств, с которыми РФ заключила договоры о правовой помощи, предусматривающие отмену легализации документов;
- перечень государств - участников Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам;
- перечень представляемых на признание документов, формы и образцы заполнения заявления-анкеты.
6. Порядок внесения дополнений и изменений
6.1. Предложения по дополнению и изменению данного Положения доводятся сотрудниками Центра, осуществляющими экспертизу, до директора Центра и проректора.
6.2. Проректор организует обсуждение предложений по допол-нению и изменению Положения между структурными подразделениями ЮФУ, которых касаются предложенные дополнения и изменения.
6.3. Проректор в установленном порядке вносит согласованные дополнения и изменения на утверждение ректору ЮФУ.

7. Заключительные положения
7.1. В вопросах признания иностранного образования и (или) иностранной квалификации, все структурные подразделения ЮФУ руководствуются настоящим Положением.
7.2. По вопросам, не отрегулированным настоящим Положением, все структурные подразделения ЮФУ руководствуются действующим законодательством Российской Федерации.
7.3. Настоящее Положение, изменения и дополнения к нему вступают в силу со дня утверждения ректором ЮФУ.

   

   

ПРОЕКТ

 РЕГЛАМЕНТ

действий должностных лиц при осуществлении экспертизы документов об иностранном образовании и (или) иностранной квалификации и признания иностранного образования и (или) иностранной квалификации ФГАОУ ВПО «Южный федеральный университет» (далее ЮФУ)

 

1. Под проверкой документов об иностранном образовании и (или) иностранной квалификации в настоящем Регламенте понимается осуществление последовательности действий, направленных на установление возможности приема документа об образовании, полученного в иностранном государстве, в качестве документа, подтверждающего уровень образования и (или) квалификации для зачисления на обучение в ЮФУ и для осуществления профессиональной деятельности в ЮФУ.

Под проверку документов об иностранном образовании и (или) иностранной квалификации подпадают все документы об образовании, полученные в иностранных государствах, направленные для проведения экспертизы с целью признания в Центр по работе с иностранными студентами (далее – ЦРИС).

  

2. Под признанием иностранного образования и (или) иностранной квалификации в настоящем Регламенте понимается подтверждение уровня полученных в иностранном государстве образования и (или) иностранной квалификации в целях обеспечения доступа их обладателя к образованию и осуществлению профессиональной деятельности в ЮФУ. Иностранное образование и (или) иностранная квалификация признаются ЮФУ без проведения процедуры признания (не исключая проверку подлинности и установления достаточного уровня иностранного образования) в следующих случаях:

2.1. документ об иностранном образовании и (или) иностранной квалификации подпадает под действие международных договоров о взаимном признании Российской Федерации;

2.2. образование получено в иностранных образовательных организациях, перечень которых с указанием соответствия получаемых в них образования и (или) квалификации образованию и (или) квалификации, полученным в Российской Федерации, устанавливается Правительством Российской Федерации.

  

3. В соответствии со статьей 15 Конституции Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы, а в случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. В основе международной практики признания лежат положения международных конвенций и принятых международным сообществом рекомендаций по их применению. Ратификация международных конвенций по признанию означает согласие Российской Федерации принять на себя обязанности по выполнению их положений. Межправительственные соглашения и протоколы о взаимном признании и установлении эквивалентности, не прошедшие ратификацию, в соответствии со статьей 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" от 15.07.1995г. №101, могут быть применены только в части, не противоречащей действующему законодательству Российской Федерации.

  

4. Настоящий Регламент разработан в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации, Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЭ "Об образовании в Российской Федерации". Приказом Минобрнауки России от 24.22.2013 № 1391 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки государственной услуги по признанию образования и (или) квалификации, полученных в иностранном государстве».

  

5. Основанием для проверки документа об иностранном образовании и (или) иностранной квалификации является поступление такого документа в ЦРИС с целью признания иностранного образования и (или) квалификации в соответствии с Положением о порядке и процедурах признания иностранного образования и (или) квалификации в ФГАОУ ВПО «Южный федеральный университет». Иностранные документы об образовании могут быть направлены  в ЦРИС непосредственно от обладателя (либо лица, им уполномоченного), от приёмной комиссии, от обучающих подразделений или других структурных подразделений ЮФУ по электронной почте для проведения первичной экспертизы или переданы в бумажном виде  в соответствии с утвержденным Положением перечнем.

  

6. Срок принятия решения о результатах экспертизы:

6.1. Первичной экспертизы – не менее 3 рабочих дней;

6.2. Полной экспертизы –  15 рабочих дней;

6.3. В случае необходимости направления запроса в организацию, выдавшую документ об иностранном образовании и (или) иностранной квалификации, и (или) в орган управления в сфере образовании, в ведении которого находится указанная организация, срок принятия решения может быть продлен до 30 рабочих дней;

6.4. В случае если на момент принятия решений о допуске к вступительным испытания/ зачислению и т.п. ответ на запрос отсутствует, ЮФУ оставляет за собой право отказать Заявителю в рассмотрении документов.

  

7. Первичная экспертиза проводится как по оригиналам иностранных документов об образовании (далее – ИДО), так и по сканкопиям, и включает в себя следующие процедуры:

7.1.1. проверка комплектности документов;

7.1.2. проверка полноты и непротиворечивости перевода документов;

7.1.3. проверка требований к заверению переводов, установленных международными нормами права и нормами права Российской Федерации

7.1.4. проверка ИДО на соответствие содержания и способа оформления документации, принятых в стране выдачи документов, а также проверка на отсутствие исправлений и искажений в том числе наличие и корректность легализации. В случае, если представленный к признанию документ иностранного образования и (или) иностранной квалификации не подпадает под действие международного договора о правовой помощи между Российской Федерацией и государством, на территории которого был выдан представленный к признанию документ иностранного образования и (или) иностранной квалификации, предусматривающий отмену легализации, оригинал документа об образовании и приложения к нему должны быть легализованы на территории иностранного государства путем проставления на них апостиля, в соответствии с Гаагской конвенцией, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов от 5 октября 1961 г., либо легализованы в установленном порядке в дипломатических представительствах или консульских учреждениях Российской Федерации за рубежом;

7.1.5. установление непротиворечивости приведенных в документах фактических данных (названий, дат и других численных данных);

7.1.6. проверка наличия официальной информации о существовании организации, выдавшей ИДО;

7.1.7. проверка наличия у организации, выдавшей ИДО, аккредитации образовательной программы на момент выдачи ИДО (для ВПО).

7.2. При проведении первичной экспертизы документы рассматриваются в целях оценки уровня образования и (или) квалификации, определения равноценности академических и (или) профессиональных прав, существующих в зарубежной стране и в Российской Федерации.

7.3. При положительном результате первичной проверки принятых к рассмотрению документов обладатели ИДО, желающие поступить на обучение в ЮФУ, могут быть допущены к сдаче вступительных испытаний на условиях, зафиксированных в расписках, с обязательным последующим проведением полной экспертизы. Первичные заключения, утверждённые Проректором по академической и молодежной политике (далее – Проректор).

7.4. При положительном результате первичной проверки документов Заявители, желающие поступить на работу в ЮФУ, могут получить доступ к профессиональной деятельности при тех же условиях, которые указаны в пункте 7 настоящего Регламента.

7.5. Принятое на основе первичной экспертизы решение о признании иностранного образования и (или) квалификации носит предварительный характер, а окончательное решение принимается по итогам последующей полной экспертизы, для проведения которой должны быть предоставлены недостающие документы и сведения. Сроки их предоставления указываются в расписке Заявителя.

  

8. Полная экспертиза проводится по оригиналам иностранных документов об образовании и включает в себя кроме процедур, предусмотренных первичной экспертизой, следующие:

8.1.1. определение направления профессиональной подготовки и (или) уровня образования, по которым возможно признание;

8.1.2. сопоставление с российскими стандартами структуры и объема учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в образовательной организации, выдавшей ИДО;

8.1.3. определение академических или профессиональных прав, предоставляемых обладателю ИДО;

8.1.4. проведение анализа, позволяющего определить, подпадают ли иностранное образование и (или) иностранная квалификация под действие международных договоров / соглашений о взаимном признании, получены ли они в иностранных образовательных организациях, перечень которых устанавливается Правительством РФ (в соответствии с ч.3 Статьи 107 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»);

8.1.5. определение формы обучения и отсутствия ограничений на форму обучения, предусмотренных в Российской Федерации, для освоения образовательных программ такого уровня и направленности;

8.1.6. установление соответствия требованиям преемственности образовательных программ (ограничений исходного доступа по профилю, оценкам и т.п. в национальной системе образования иностранного государства);

8.1.7. установление наличия действующего договора о взаимном признании между Российской Федерацией и государством выдачи документа об иностранном образования и (или) иностранной квалификации, в том числе с использованием информации, размещенной на сайте Национального информационного центра;

8.1.8. установление включения иностранной образовательной организацией, выдавшей документ иностранного образования и (или) иностранной квалификации, в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, в том числе с использованием информации, размещенной на сайте Национального информационного центра;

8.1.9. проверка соответствия документа об иностранном образовании и (или) иностранной квалификации, выданного иностранной образовательной организацией, перечню и образцам документов об иностранном образовании и (или) квалификации, признаваемых в Российской Федерации и размещенных на сайте Национального информационного центра;

8.2. Если по результатам проверки установлено, что документ об иностранном образовании и (или) иностранной квалификации не подпадает под прямое действие международных договоров Российской Федерации и (или) не выдан иностранными образовательными организациями, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации,  осуществляется  полная экспертиза  такого документа об образовании.  Предметом и содержанием экспертизы являются пункты указанные в разделе 8 настоящего Регламента.

8.3. По результатам полной экспертизы оформляется аргументированное экспертное заключение, которое должно содержать однозначный вывод о возможности либо невозможности признания иностранного образования и (или) иностранной квалификации, которое подписывает эксперт ЦРИС и заверяет Проректор в соответствии с Положением.

8.4. Копия экспертного заключения хранится в Центре в деле заявителя. Оригинал –  в личном деле заявителя.

8.5. Уведомление заявителя о результатах экспертизы осуществляется способом, который указан им в заявлении.

  

9. Основанием для осуществления действий по признанию иностранного образования и (или) иностранной квалификации является заявление обладателя иностранного образования и (или) иностранной квалификации или его законного представителя, или лица, уполномоченного обладателем иностранного образования и (или) иностранной квалификации или его законным представителем (далее - заявитель), поданного в письменной форме непосредственно в ЦРИС.

  

10. Заявление о признании заполняется по форме, установленной Положением, и содержит следующие сведения:

10.1. фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии), гражданство, реквизиты основного документа, удостоверяющего личность, адрес, номер телефона (при наличии), адрес электронной почты (при наличии) заявителя;

10.2. фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии), гражданство, реквизиты основного документа, удостоверяющего личность, адрес, номер телефона (при наличии), адрес электронной почты (при наличии) обладателя ИДО - в случае, если заявление подается не обладателем документа об образовании;

10.3. наименование и реквизиты документа об образовании: серия и номер бланка, регистрационный номер (при наличии), дата выдачи;

10.4. информация о наличии или отсутствии приложения (-ий) к документу об образовании;

10.5. наименование образовательной организации, выдавшей документ об образовании;

10.6. наименование иностранного государства, на территории которого выдан ИДО;

10.7. согласие обладателя документа иностранного образования и (или) иностранной квалификации или его законного представителя, а также заявителя (в случае, если заявитель не является обладателем указанного документа или его законным представителем) на обработку персональных данных, содержащихся в заявлении и прилагаемых к нему документах, в порядке, установленном Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных».

  

11. К заявлению о признании прилагаются:

11.1. копия основного документа, удостоверяющего личность заявителя;

11.2. копия основного документа, удостоверяющего личность обладателя документа об образовании (в случае, если обладатель указанного документа не является заявителем) и доверенность, оформленная в установленном порядке на имя Заявителя;

11.3. оригинал легализованного в установленном порядке (при необходимости) документа об образовании и приложения к нему (если последнее предусмотрено законодательством государства, в котором выдан такой документ);

11.4. заверенный в установленном порядке перевод (или заверенная в установленном порядке копия в случае, если документ полностью дублируется на русском языке) документа об иностранном образовании и (или) иностранной квалификации и приложения к нему, включая перевод печатей, имеющихся на документе об иностранном образовании и (или) иностранной квалификации и приложения к нему;

11.5. нотариально заверенный перевод (или нотариально заверенная копия – в случае, если документ полностью дублируется на русском языке) документа о предыдущем уровне образования - в случае, если для признания представляется документ о профессиональном образовании.

  

12. Заявитель вправе представить также другие доказательства своей подготовки, наличия лицензии и (или) аккредитации (аттестации) образовательной программы и (или) образовательной организации. Данные документы представляются вместе с их переводами, заверенными в установленном порядке.

  

13. ЮФУ отказывает заявителю в признании документа об иностранном образовании и (или) иностранной квалификации в случае, если:

13.1. представлен документ иностранного образования и (или) иностранной квалификации, который не признается в государстве, которому принадлежит выдавшая его организация;

13.2. заявителем представлены документы, содержащие недостоверную и (или) искаженную информацию;

13.3. отсутствует ответ на повторный запрос, в случае необходимости направленный в организацию, выдавшую документ иностранного образования и (или) иностранной квалификации, и (или) в орган управления в сфере образовании, в ведении которого находится указанная организация.

  

14. На информационном стенде ЦРИС, а также на официальном сайте ЮФУ размещаются следующие информационные материалы:

14.1. информация о порядке признания;

14.2. регламент действий должностных лиц при осуществлении проверки документов об иностранном образовании и (или) иностранной квалификации и признания иностранного образования и (или) иностранной квалификации Университетом;

14.3. перечень международных договоров о признании, участниками которых является Российская Федерация;

14.4. перечень иностранных организаций, установленный Правительством Российской Федерации, указанный в п. 2.2 настоящего Порядка;

14.5. перечень государств, с которыми у Российской Федерации имеются международные договоры о правовой помощи, предусматривающие отмену легализации документов;

14.6. перечень представляемых документов, установленный образец заполнения заявления.

  

15. Решение спорных вопросов и порядок обжалования экспертных заключений

15.1. Разногласия, возникающие между структурными подразделениями университета по вопросам признания ИДО лиц, поступающих на обучение и обучающихся в ЮФУ, разрешаются с участием директора ЦРИС.

15.2. Разногласия, возникающие между структурными подразделениями университета по вопросам признания ИДО лиц, поступающих на работу в ЮФУ, разрешаются с участием проректора и начальника управления кадров и кадровой политики.

15.3. Заявитель, по документам которого проректором принято решение об отказе в признании ИДО, вправе обжаловать данное решение путём подачи на имя ректора жалобы по существу, предоставив дополнительные, отсутствовавшие ранее документы.

15.4. В случае принятия решения о пересмотре результатов признания экспертиза ИДО проводится с первого этапа в полном объёме.