Положение о порядке и процедурах признания иностранного образования и (или) иностранной квалификации для продолжения обучения или осуществления трудовой деятельности в НИУ ННГУ



1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о порядке и процедурах признания иностранного образования и (или) иностранной квалификации для продолжения обучения или осуществления трудовой деятельности в федеральном государственном автономном образовательном учреждении высшего образования "Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского" (далее - Положение) определяет правила признания иностранного образования и (или) квалификации (далее - признание) в целях приема на обучение и доступа к профессиональной деятельности в ННГУ граждан, имеющих документы об образовании, выданные иностранными образовательными организациями (далее – ИДО), а также устанавливает правовые и организационные основы признания для продолжения обучения или трудовой деятельности обладателя ИДО в ННГУ.
1.2. Право ННГУ на самостоятельное признание определено ч. 11 статьи 107 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" на основании приказа Министерства образования и науки РФ от 04 мая 2010 г. № 461 "Об утверждении перечня университетов - победителей конкурсного отбора программ развития университетов, в отношении которых устанавливается категория “национальный исследовательский университет”".
1.3. Обеспечение процедуры признания в ННГУ возлагается на Центр экспертизы иностранных документов об образовании и (или) квалификации (далее - Центр) Управления международной деятельности.
1.4. Положение вступает в силу с момента его утверждения ректором ННГУ и действует до внесения изменений и дополнений или принятия нового Положения.
1.5. Признание осуществляется в соответствии с Федеральными законами Российской Федерации, международными договорами о признании и эквивалентности документов об образовании и имеющими силу на территории РФ, а также с учетом международных рекомендаций и международной практики в этой области.
1.6. Под действие настоящего Положения подпадает иностранное образование и (или) квалификация, полученные иностранными гражданами, лицами без гражданства и гражданами Российской Федерации, желающими поступить на обучение или трудоустроиться в ННГУ.
1.7. Понятие признания в полной мере определено ч. 1 статьи 107 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации": "…под признанием в РФ иностранного образования и (или) иностранной квалификации понимается официальное подтверждение значимости (уровня) полученных в иностранном государстве образования и (или) квалификации в целях обеспечения доступа их обладателя к образованию и (или) профессиональной деятельности в РФ, предоставления их обладателю академических, профессиональных и (или) иных предусмотренных международными договорами о взаимном признании и (или) законодательством Российской Федерации прав. Обладателям иностранного образования и (или) иностранной квалификации, признаваемых в РФ, предоставляются те же академические и (или) профессиональные права, что и обладателям соответствующих образования и (или) квалификации, полученных в РФ, если иное не установлено международными договорами о взаимном признании".
1.8. При признании иностранного образования и (или) квалификации ННГУ исходит из базового международно признанного положения о том, что обладателю иностранного образования и (или) квалификации не может быть предоставлено прав больше, чем он имел бы в стране получения образования и (или) квалификации (согласно Конвенции о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в европейском регионе (ETS №165)).

2. Этапы признания иностранного образования и (или) квалификации
2.1. Этапы признания:
Этап 1. Экспресс-анализ - осуществляется при обращении заявителя в ННГУ (лично или по почте) с целью поступления или с целью осуществления трудовой деятельности в ННГУ.
Предметом и содержанием экспресс-анализа являются:
а) проверка соответствия персональных данных заявителя, представленных в ИДО, паспорте и визе РФ (при её наличии);
б) проверка комплекта представленных документов об образовании;
в) проверка наличия легализации на каждом из представленных документов об образовании (при необходимости);
г) проверка наличия нотариально заверенного перевода всех представленных документов (если хотя бы один из элементов документа исполнен не на русском языке);
д) проверка документов на соответствие бланка, содержания и способа заполнения требованиям, установленным в иностранном государстве, отсутствие исправлений и других искажений представленной в них информации;
е) установление наличия регистрации документа об иностранном образовании и (или) иностранной квалификации в официальной базе данных документов об образовании иностранного государства (при наличии таковой);
ж) установление наличия у организации, выдавшей документ об иностранном образовании и (или) иностранной квалификации, права на осуществление образовательной деятельности по указанной в документе об иностранном образовании и (или) иностранной квалификации образовательной программе на момент его выдачи (при наличии системы лицензирования образовательной деятельности в иностранном государстве на момент выдачи документа об иностранном образовании и (или) иностранной квалификации);
з) установление наличия у организации, выдавшей документ об иностранном образовании и (или) иностранной квалификации, аккредитации (аттестации) образовательной программы (направления подготовки, специальности) (при наличии таковых) на момент выдачи документа в иностранном государстве;
и) проверка соответствия представленного иностранного образования и (или) квалификации положениям международных договоров, регулирующих вопросы признания и эквивалентности ИДО и имеющих юридическую силу на территории РФ или факт получения иностранного образования и (или) квалификации в иностранных образовательных организациях, перечень которых устанавливается Правительством РФ в соответствии с установленными критериями;
к) при соответствии иностранного образования и (или) квалификации условиям пункта "и" оформляется заключение об экспресс-анализе. Если иностранное образование и (или) иностранная квалификации не отвечают вышеназванным условиям, то экспресс-анализ продолжается по следующим пунктам;
л) проверка соответствия формы обучения обладателя документа об иностранном образовании и (или) иностранной квалификации обязательным требованиям, установленным законодательством РФ к формам обучения по образовательным программам такого уровня и (или) направленности;
м) при рассмотрении представленных заявителем документов в целях оценки уровня образования и (или) квалификации, определения равноценности академических и (или) профессиональных прав осуществляется проверка наличия проведенной ранее экспертизы аналогичного иностранного образования и (или) иностранной квалификации, полученных другим лицом в той же организации, в те же сроки и подтверждающего освоение образовательной программы того же уровня и направленности, что и иностранное образование и (или) иностранная квалификация, представленные к признанию.
Если ранее по результатам экспертизы аналогичные иностранное образование и (или) иностранная квалификация были признаны, то признание иностранного образования и (или) иностранной квалификации осуществляется в соответствии с результатами предыдущего рассмотрения.
При положительном результате проверки, а также в случае отсутствия признания аналогичных документов проводится экспертиза.
После получения положительного решения по результатам экспресс-анализа поступающие на обучение допускаются до вступительных испытаний.
Вступительные испытания проводятся в соответствии с "Правилами приёма в Нижегородский государственный университет им. Н.И.Лобачевского" и "Положением о приеме иностранных граждан в Нижегородский государственный университет им. Н.И.Лобачевского" на текущий год.
Этап 2. Экспертиза - выполняется после представления полного комплекта документов: при поступлении на обучение, как правило, после успешного прохождения вступительных испытаний, при приеме на работу - по направлению Управления персонала.
Основанием для выполнения экспертизы иностранного образования и (или) квалификации служит заявление обладателя ИДО о проведении экспертизы (далее - заявление) с приложением необходимых документов. (Приложения №1, №2). Заявление может быть представлено обладателем ИДО или его представителем (далее - заявитель).
Оригинал ИДО и приложения к нему возвращаются заявителю при завершении процедуры признания.
После получения полного комплекта документов эксперты Центра осуществляют следующие действия:
а) повторяются все пункты экспресс-анализа;
б) при соответствии иностранного образования и (или) квалификации условиям пункта "и" экспресс-анализа оформляется заключение о признании;
в) если иностранное образование и (или) иностранная квалификации не отвечают условиям пункта "и", организуется и проводится экспертиза иностранного образования и (или) иностранной квалификации (далее - экспертиза).
Целью экспертизы являются:
- оценка уровня образования и (или) квалификации;
- определение равноценности академических и/или профессиональных прав, предоставляемых их обладателю в иностранном государстве, в котором получены образование и (или) квалификация, и прав, предоставленных обладателям соответствующих образования и (или) квалификации, которые получены в Российской Федерации.
Предметом и содержанием экспертизы являются:
- определение соответствующего направления подготовки (специальности, профессии) и (или) уровня образования и (или) квалификации, по которым возможно признание иностранного образования и (или) иностранной квалификации;
- сопоставление структуры и объема учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), требований к результатам освоения образовательной программы, по завершению освоения которой выдан ИДО, а также уровня образования и (или) квалификации, которые он подтверждает, и образовательных программ, образовательных стандартов соответствующего уровня высшего образования, утвержденных данной образовательной организацией высшего образования;
- определение равноценности академических и (или) профессиональных прав, предоставляемых обладателю образования и (или) квалификации в иностранном государстве, в котором они получены, правам, которые предоставляются обладателям соответствующих образования и (или) квалификации, которые получены в Российской Федерации;
- пересчет из национальной в российскую шкалу отметок, полученных претендентом при приобретении предыдущего образования (при необходимости);
- пересчет из национальной (институциональной) в российскую систему учёта трудоёмкости учебной работы, выполненной при получении предыдущего образования (при необходимости);
- для поступающих на обучение в магистратуру, аспирантуру, докторантуру выявление наличия/отсутствия существенных различий в предыдущем образовании претендента по сравнению с программами ННГУ, дающими право учиться на уровне, на который претендует заявитель (с привлечением выпускающей кафедры, на которой заявитель желает обучаться).
В целях проведения экспертизы ННГУ может направлять соответствующие запросы в образовательную организацию, которой выдан ИДО, иные компетентные российские, иностранные и международные органы и организации.
Результатом экспертизы является вывод о возможности признания / не признания иностранного образования и (или) квалификации.
По результатам проведения экспертизы оформляется аргументированное экспертное заключение, которое должно содержать однозначные выводы:
- о возможности признания иностранного образования и (или) иностранной квалификации;
- о невозможности признания иностранного образования и (или) иностранной квалификации. Экспертное заключение подписывается специалистом Центра.
Этап 3. Признание / отказ в признании - осуществляется на основании экспертного заключения.
Принятие окончательного решения о признании принимает проректор по международной деятельности. Формальным окончательным решением о признании является утверждение проректором по международной деятельности заключения об экспертизе иностранного образования и (или) квалификации.

3. Взаимодействие структурных подразделений, задействованных в процедурах признания
В процедурах признания принимают участие следующие структурные подразделения ННГУ:
Приёмная комиссия в период приемной кампании, факультет иностранных студентов (далее - ФИС) до начала приемной кампании и во время нее. В их функции входит: консультирование абитуриентов по требованиям к комплектности, легализации и переводу ИДО, которые должны быть представлены в ННГУ в соответствии с уровнем образования, на который претендует абитуриент; разъяснение последовательности действий абитуриента для того, чтобы быть допущенным до вступительных испытаний и чтобы его иностранное образование и (или) квалификация были признаны в ННГУ; запрос копий паспорта, основных и вспомогательных документов об образовании; информирование абитуриента о последствиях, возникающих в случаях выявления при экспертизе сомнительных, либо заведомо фальсифицированных и подложных документов об образовании; составление контрольных списков российских и иностранных граждан, поступивших на основании ИДО;
- Выпускающие кафедры ННГУ. В их функции входит: участие в определении возможности дальнейшего обучения претендента с иностранным образованием и (или) квалификацией по программам подготовки магистров, аспирантов и докторантов (составление письменного заключения о возможности дальнейшего обучения граждан с иностранным образованием и (или) квалификацией по программам подготовки магистров, аспирантов и докторантов, а также, в случае необходимости, составление обоснованного заключения о дисциплинах, которые обучающийся должен изучить в порядке компенсации имеющихся существенных различий);
- ФИС и обучающие факультеты (в отношении граждан, уже зачисленных на обучение по программам подготовки бакалавров, специалистов, магистров, аспирантов и докторантов, а также зачисленных на обучение в колледжи при ННГУ). В их функции входит: ведение учёта обучающихся, поступивших на основании ИДО;
- Управление персонала. В его функции входит участие в выполнении процедур признания иностранного образования и (или) квалификации российских и иностранных граждан, принимаемых на работу;
- Центр признания иностранных документов об образовании и (или) квалификации. В его функции входит: проведение экспресс-анализа иностранного образования и (или) квалификации абитуриентов и желающих поступить на работу в ННГУ, проведение экспертизы всех ИДО, обладатели которых поступают на обучение или принимаются на работу в ННГУ; информирование слушателей подготовительного отделения ФИС, желающих обучаться в дальнейшем в ННГУ, о необходимости прохождения процедуры признания, о порядке и процедурах признания для поступающих в ННГУ; о комплектности документов, их легализации и требованиях к переводу основных и вспомогательных документов об уровне образования и (или) квалификации, предоставляемых в ННГУ; о последствиях, возникающих для учащихся в случаях выявления при экспертизе сомнительных, заведомо фальсифицированных и подложных документов об уровне образования и (или) квалификации; осуществление мер к обеспечению подачи документов на экспертизу в Центр.

4. Порядок проведения экспертизы иностранного образования и (или) квалификации при создании  совместных образовательных программ (СОП), предусматривающих выдачу иностранным гражданам российских документов об образовании установленного образца.
На этапе составления договора о СОП в отношении иностранных образовательных организаций высшего образования, которые будут участвовать в реализации этой программы, проводятся следующие процедуры:
1) проверяется принадлежность иностранной образовательной организации к системе образования страны расположения или другой страны;
2) устанавливается принадлежность иностранной образовательной организации к университетскому или неуниверситетскому сектору высшего образования;
3) определяется признание/аккредитация иностранной образовательной организации в соответствии с правилами страны, к системе образования которой они относятся, и страны расположения;
4) совместно с выпускающими кафедрами ННГУ, вовлечёнными в подготовку и реализацию СОП, определяется наличие/отсутствие существенных различий в содержании изучаемых дисциплин в вузе-партнёре с содержанием дисциплин в соответствии с учебным планом подготовки, утверждённым ННГУ; составляется (при необходимости) перечень дисциплин и (или) разделов отдельных дисциплин, которые должны быть изучены для того, чтобы получить документ об образовании установленного в ННГУ образца.

5. Сроки проведения процедур экспресс-анализа и экспертизы иностранного образования и (или) квалификаций
5.1. Срок проведения экспресс-анализа не должен превышать 3 (трёх) рабочих дней с момента подачи документов в Центр.
5.2. Срок проведения экспертизы не превышает 1 (одного) месяца со дня поступления заявления от обучающегося (его представителя) или от претендента на занятие вакантной должности. В случае направления запроса на подтверждение факта обучения заявителя, легитимности выдачи документа об уровне иностранного образования и (или) квалификации, аккредитации (признанности властями страны) образовательной организации и других обоснованных запросов органам власти страны выдачи ИДО, национальному Информационному центру по вопросам образования, образовательной организации и т.п. срок подготовки заключения по результатам экспертизы может быть увеличен до получения аргументированного ответа.

6. Разрешение споров и порядок обжалования решения о признании/отказе в признании
6.1. Споры о возможности признания между структурными подразделениями, вовлечёнными в процесс признания иностранного образования и (или) квалификации поступающих на обучение и обучающихся в ННГУ, а также  поступающих на работу разрешаются ректором ННГУ или уполномоченным проректором.
6.2. Заявитель, по документам которого соответствующим проректором принято решение об отказе в признании, вправе обжаловать данное решение во внесудебном порядке путём подачи на имя ректора апелляции, представив дополнительные документы, которые не были представлены ранее.
6.3. В случае принятия ректором окончательного решения об отказе в признании заявитель вправе обжаловать это решение во внесудебном порядке путём подачи апелляции на имя руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзора).
6.4. В случае принятия руководителем Рособрнадзора окончательного решения об отказе в признании заявитель вправе обжаловать это решение в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

7. Порядок внесения дополнений и изменений
7.1. Предложения по дополнению и изменению данного Положения вносятся руководителями структурных подразделений ННГУ, вовлечённых в процедуры признания, и доводятся до проректора по международной деятельности.
7.2. Проректор по международной деятельности организует обсуждение предложений по дополнению и изменению Положения между структурными подразделениями ННГУ, которых касаются предложенные дополнения и изменения.
7.3. Проректор по международной деятельности в установленном порядке вносит согласованные дополнения и изменения на утверждение ректору ННГУ.

8. Заключительные положения
8.1. В вопросах признания иностранного образования и (или) иностранной квалификации все структурные подразделения ННГУ руководствуются настоящим Положением.
8.2. По вопросам, не отрегулированным настоящим Положением, все структурные подразделения ННГУ руководствуются действующим законодательством Российской Федерации.
8.3. Настоящее Положение, изменения и дополнения к нему вступают в силу со дня утверждения ректором ННГУ.